Справочник по производителям аудиотехники в Японии Акустические системы Виниломания Проигрыватели виниловых пластинок Запись на магнитную ленту Усилители Проигрыватели компакт-дисков Измерения, расчеты, теория Средства коррекции звукового поля

  Как увлекаться аудио правильно Мои коллекции   Сделай сам Моя коллекция аудиотехники Перлы идиотов Ссылки Кабинет доврачебной помощи О сайте

Сравниваем звукоснимающие головки


Постановка эксперимента: взят один и тот же трек, воспроизведен 9-ю различными звукоснимающими головками, установленными в 9 разных проигрывателях винила, все из которых поочередно подключались к одному и тому же фонокорректору — и получено 9 различных АЧХ с логарифмическим (нормальным) масштабом по вертикали, усреднением в 1/9 октавы по частоте (горизонтальная ось) и приведением к одному и тому же уровню (для удобства сравнения).

Обнаружено, что 5 звукоснимающих головок обладают (схожим) характером поведения АЧХ на высоких частотах, заметно отличающимся от такового других 4-х головок — поэтому все АЧХ сгруппированы и наложены согласно соответствующим группам. Самая «громкая» головка (т.е. дающая наибольший вольтаж на своем выходе) для удобства обозначена как 0дБ. Все более «тихие» головки имеют, очевидно, отрицательные значения уровня. Это означает, что при замене более громкой головки на более тихую, например, на том же рекордере, использующемся при оцифровке пластинок, ручки уровня записи необходимо выкручивать существенно больше. Нередки случаи, когда пластинка записана настолько тихо и/или используемая головка имеет настолько низкий выходной вольтаж, что без специального фонокорректора (с регулируемой чувствительностью по входу как, например, у моего Technics SU-9600P) добиться при записи «цифрового» уровня в 0дБ принципиально невозможно, выкрути все ручки хоть до упора. Поэтому если у фонокорректора предварительного усилителя чувствительность не регулируется, то единственным способом оцифровать пластинку с нормальным уровнем является замена головки в проигрывателе винила на существенно более громкую.

Группа №1, 5 головок:

  1. Красным — совершенно новая Audio-Technica (в Aurex SR-V50), −6дБ.
  2. Пурпурным — совершенно новая Lo-D (в Aurex SR-P5F), 0дБ
  3. Синим — часто использовавшаяся мной Lo-D (в Aurex SR-P3F), 0дБ.
  4. Бирюзовым — другая очень часто использовавшаяся мной Lo-D (в Yamaha PX-2), −1дБ.
  5. Желтым — умеренно использовавшаяся предыдущим владельцем и мной Technics (T4P в Technics SL-15), −6дБ.

3-4-1-9-5

Визуально очевидно, что до, примерно, 10кГц все головки если не идентичны, то чрезвычайно похожи — расхождения составляют доли дБ. После 10кГц отдача существенно разнится, достигая величин порядка 8дБ на 15кГц (выше этой частоты один хрен никто не слышит).

Группа №2, 4 головки:

  1. Часто использовавшаяся (не мной, японцами) Lo-D (T4P в Lo-D HT-L5), −5дБ.
  2. Пурпурным — часто использовавшаяся мной Lo-D (в Aurex SR-510 и Yamaha YP-800CL), −8дБ.
  3. Синим — очень часто использовавшаяся (не мной, японцами) Lo-D (T4P в Lo-D HT-L55), −4дБ.
  4. Бирюзовым — практически не использовавшаяся Aurex (в Aurex SR-V51R), −6дБ.

8-6-7-2

Здесь также визуально очевидно, что до примерно 10кГц картина та же самая — все головки если не идентичны, то чрезвычайно похожи. После 10кГц «хвосты» опять начинают расходиться, хотя в этой группе головок разница на тех же 15кГц в два раза меньше, чем в предыдущей. Бирюзовая АЧХ представляет собой некую аномалию, поскольку эта головка, будучи полностью исправной и поканально симметричной, звучит заметно глуше всех остальных (почему это так, я не знаю).

На следующем графике для сравнения приведены самая хорошая АЧХ из первой группы головок и самая плохая из второй — специально для того, чтобы обозначить как бы два «полюса», две крайности. Видно, что до 6кГц все практически одинаково. Затем начинается расхождение, достигающее 7дБ на 15кГц.

3-6

Дальше — самое интересное. А как это все воспринимается на слух? Есть ли разница?

Для ответа на этот вопрос я оцифровал один и тот же трек с одним и тем же уровнем записи в 9-ти экземплярах, каждый раз воспроизводя его с разных аппаратов (см. начало статьи). Получились 9 wav-файлов, которые можно быстро и эффективно воспроизводить в любом порядке — хочешь прямо с компьютера, а хочешь — с CD-R. Итак, что слышно?

Внутри 1-й группы слабо выраженная разница через акустические системы слышна только между 1-й и 5-й головками. Первые четыре практически неразличимы на слух. Во всяком случае об уверенном распознании речи быть не может.

Внутри 2-й группы ситуация (за исключением странной головки, чья АЧХ изображена бирюзой) точно такая же — отличить звучание трех головок практически невозможно.

А вот отличить звучание любой из 4-х головок первой группы от звучания любой из 3-х второй группы — можно без труда. Головки из второй группы звучат несколько глуше, но не более того. Все остальное — точно так же.

Как Technics пытались помахать елдой перед Nakamichi

В последнее время участилась ситуация, когда некий гнус дает где-то ссылку сюда и приписывает, что, мол, «частично согласен» или «со многим согласен». Бля, ну неужели кто-то становится умнее? Нихуя подобного. Ща объясню. Я с гораздо большей симпатией отношусь к тараканам, которые убегают отсюда захлебываясь блевотиной и проклятиями в мой адрес. Человек, который не понял тут вообще нихуя — обычный калека. Ему нужно давать инвалидность даже не по потере мозга, а по отсутствию такового с рождения. Тем более, что сейчас это обычное явление. А вот тех, кто, типа, «Ну-у-у, с чем-то согласен, но конечно не со всем!» нужно просто зарубать нахуй саперной лопаткой.

Блядь, нельзя быть беременным наполовину. Ты уж лучше будь калекой — какой с калеки спрос?! А когда ты, сраный даун, заикаешься о каком-то там частичном согласии, то ты просто ебешь скотобазе мозги. Либо ты согласен тут со всем, либо ни с чем. Все понял? Пшелнах.