Справочник по производителям аудиотехники в Японии Акустические системы Виниломания Проигрыватели виниловых пластинок Запись на магнитную ленту Усилители Проигрыватели компакт-дисков Измерения, расчеты, теория Средства коррекции звукового поля

  Как увлекаться аудио правильно Мои коллекции   Сделай сам Моя коллекция аудиотехники Перлы идиотов Ссылки Кабинет доврачебной помощи О сайте

Коррекция звукового поля эквалайзером или путем мультиампинга


Тема урока: сравнительное прослушивание шести (6) пар различных акустических систем сначала без какой-либо коррекции звукового поля (т.е. со стандартными заводскими кроссоверами и настройками), а затем с коррекцией такового при помощи многополосного параметрического эквалайзера (двойное моно) либо мультиампинга по критерию обеспечения максимально ровной АЧХ в зоне прослушивания. Усреднение проводилось по 24 точкам. При просмотре графиков не забывай обращать внимание на масштаб.

Условия: прослушивание проходило в комнате стандартной прямоугольной формы размерами 6•4•3 метра. Какая-либо акустическая спецподготовка помещения отсутствовала — типовая жилая комната с умеренным наполнением мебелью.

При выполнении коррекции я стремился к тому, чтобы неоднородность АЧХ в зоне прослушивания для каждой пары АС в основной части спектра (от 50Гц до 10кГц) по возможности не превышала ±2,5дБ (на графиках выделено инверсным окном). Возможность идеальной коррекции ограничивалась двумя вещами:

  • стремлением как можно меньше вмешиваться в область выше 400Гц
  • порочностью практики выправления глубоких провалов в НЧ-области, вызванных нулями комнатных мод (описано у Floyd E. Toole).

Поэтому, несмотря на то, что в целом задача снижения неоднородности комнатной АЧХ была в каждом случае более или менее решена, отдельные выпадения все же имеют место быть, что является совершенно нормальным явлением в реальных условиях.

К выводамРезультаты

Сравнение звуковых полей (розовым/зеленым — АЧХ в зоне прослушивания после коррекции, синим/желтым — до коррекции)

Акустика №1 (эквалайзер) — было средненько, стало практически идеально.

1

Акустика №2 (мультиампинг) — было очень плохо практически во всем диапазоне, после коррекции стало существенно лучше, но до идеала все равно далеко.

2

Акустика №3 (эквалайзер) — было хорошо, стало практически идеально.

3

Акустика №4 (эквалайзер) — в области нижнего мидбаса и мидбаса было очень плохо, коррекция дала идеальный результат.

4

Акустика №5 (мультиампинг) — в области середины и верхней середины было очень плохо, коррекция дала практически идеальный результат.

5

Акустика №6 (эквалайзер) — было средненько, стало хорошо.

6

Для большей наглядности привожу также наложения комнатных АЧХ различных акустических систем.

Акустика №4 (желтым) и №1 (зеленым)

4-1

Акустика №4 (зеленым) и №2 (желтым)

4-2

Акустика №4 (зеленым) и №3 (желтым)

4-3

Акустика №4 (зеленым) и №5 (желтым)

4-5  

Акустика №5 (зеленым) и №2 (желтым)

5-2

Выводы

  1. Чем ровнее комнатная АЧХ, тем выше единство слушателей во мнении относительно превосходности звучания (дополнительные доказательства на эту же тему содержатся в статьях Floyd E. Toole). Такое звучание можно считать эталонным или идеальным.
  2. Объективные характеристики АС самих по себе, в отрыве от помещения, не имеют почти никакой практической ценности. Что имеет ценность в абстрактных (безэховых) измерениях — тема для отдельного разговора.
  3. Практически любые АС можно «ужить» с комнатой путем эквализации или мультиампинга, и приблизить звучание к идеальному — неважно, полочные это АС или напольные. Исключение составляют лишь слишком малогабаритные АС.
  4. Неоднородность комнатной АЧХ в ±2дБ является порогом, за которым способность распознавать разницу в звучании различных АС у человека практически полностью исчезает. При этом число полос, тип конструкции, порядки фильтрации, габариты, вес, концепция, фирма-производитель, не говоря уже про стоимость изделий, не оказывают на итоговое звучание абсолютно никакого влияния.
  5. Чем выше схожесть комнатных АЧХ акустических систем, тем сложнее (вплоть до «невозможно») различить их звучание — это можно сделать только в случае явно различной чувствительности.
  6. Комнатная АЧХ (не путать с безэховой АЧХ АС) в отсутствие какой-либо коррекции является решающим фактором, который определяет все разнообразие звучания акустических систем, вне зависимости от всего того, что перечислялось в пункте №4.
  7. При условии грамотной коррекции звукового поля в зоне прослушивания, сопровождающейся проведением тщательных акустических измерений, можно добиться практически полной идентичности звучания любых стереопар.
  8. Всякое недовольство звучанием любых АС в данном конкретном помещении обусловлено исключительно неудачной комнатной АЧХ и неумением/нежеланием/отсутствием возможности ее грамотно скорректировать. Разумеется, за исключением случаев явных конструктивных дефектов или брака.
  9. Удовлетворение от звучания любых АС в данном конкретном помещении при отсутствии какой-либо коррекции обусловлено исключительно удачной комнатной АЧХ, получившейся случайным образом.

Измерения низкочастотного фона

NOISE

На данном графике изображено звуковое давление в зоне прослушивания, создаваемое АС №2, у которой, благодаря мультиампингу, отключены все динамики, кроме высокочастотного (пищалки). Среднее звуковое давление, развиваемое АС со всеми работающими динамиками и измеренное в 3-х метрах от акустики, составляет примерно 80дБ, что соответствует типовой, средней, комфортной громкости прослушивания в жилой комнате. Во время проведения измерений в комнате были устранены все посторонние звуки и призвуки — в комнате находился один человек, все двери и окна плотно закрыты, какой-либо внешний (уличный) шум слухом не детектировался. Иными словами, измерения проводились в полнейшей тишине (кроме работающих пищалок).

Очевидно, что с понижением частоты фоновый шум (гул, рокот) нарастает, приводя к серьезному уменьшению соотношения сигнал/шум. На частотах ниже 45Гц это соотношение рекордно низко и составляет 10-20дБ. Иными словами, в первой октаве (нижний бас) интенсивность полезного сигнала превышает фоновый шум (в среднем) лишь в 5 раз, что является крайне неудовлетворительным показателем. Для сравнения, соотношение сигнал/шум в среднечастотной области спектра составляет более 50дБ — интенсивность полезного сигнала превышает фоновый шум более чем в 300 раз.

В начало

Как Technics пытались помахать елдой перед Nakamichi

В последнее время участилась ситуация, когда некий гнус дает где-то ссылку сюда и приписывает, что, мол, «частично согласен» или «со многим согласен». Бля, ну неужели кто-то становится умнее? Нихуя подобного. Ща объясню. Я с гораздо большей симпатией отношусь к тараканам, которые убегают отсюда захлебываясь блевотиной и проклятиями в мой адрес. Человек, который не понял тут вообще нихуя — обычный калека. Ему нужно давать инвалидность даже не по потере мозга, а по отсутствию такового с рождения. Тем более, что сейчас это обычное явление. А вот тех, кто, типа, «Ну-у-у, с чем-то согласен, но конечно не со всем!» нужно просто зарубать нахуй саперной лопаткой.

Блядь, нельзя быть беременным наполовину. Ты уж лучше будь калекой — какой с калеки спрос?! А когда ты, сраный даун, заикаешься о каком-то там частичном согласии, то ты просто ебешь скотобазе мозги. Либо ты согласен тут со всем, либо ни с чем. Все понял? Пшелнах.