Справочник по производителям аудиотехники в Японии Акустические системы Виниломания Проигрыватели виниловых пластинок Запись на магнитную ленту Усилители Проигрыватели компакт-дисков Измерения, расчеты, теория Средства коррекции звукового поля

  Как увлекаться аудио правильно Мои коллекции   Сделай сам Моя коллекция аудиотехники Перлы идиотов Ссылки Кабинет доврачебной помощи О сайте

Понятие о мультиампинге


Эта статья предназначена для тех, кто не знает или не понимает, что такое мультиампинг, каков его принцип, как он реализуется и зачем.

Сразу же предупреждаю, что байвайринг не имеет к мультиампингу никакого отношения. Байвайринг — это полная хуйня, лишенная всякого смысла, кал, который скармливают тупорылым аудиофилам под соусом «лучшего звука».

Начнем с того, что понятие «мультиампинг» дословно означает «использование нескольких усилителей», причем одновременно, в рамках одной стереосистемы. На практике, как правило, реализуется либо биампинг, либо триампинг, т.е. одновременно используются, соответственно, два или три усилителя мощности. Сразу же возникает закономерный вопрос: а что, одного усилителя недостаточно?

Любое устройство, предназначенное для эффективного излучения звука в окружающее пространство (т.е. акустическая система, колонки или, сокращенно, АС), содержит в себе несколько громкоговорителей (динамиков), встроенных в то или иное акустическое оформление (корпус), а также пассивную электрическую схему, называемую переходными фильтрами (кроссовером). Большинство кроссоверов состоит из катушек индуктивности, емкостей и резисторов и включается перед широкополосным входным сигналом, т.е. после клемм АС, но до динамиков. Кроссовер решает всего две задачи:

  1. Делает так, чтобы на каждый динамик поступало напряжение только тех частот, на которые он рассчитан и которые призван воспроизводить. Ведь, скажем, типичный ВЧ-динамик (пищалка) физически не в состоянии воспроизводить частоты ниже 1КГц. Поэтому глупо подавать на пищалку весь слышимый спектр — все лишнее нужно отфильтровать. Аналогично, типичный НЧ-динамик (басовик) не воспроизводит частоты выше 1КГц — лишнее нужно обрезать.
  2. Согласовывает динамики по чувствительности или, другими словами, по громкости звучания. Если этого не делать, то в рамках целостной АС один динамик будет попросту «забивать другой». В зависимости от того, какой из динамиков имеет существенно большую чувствительность, будет возникать ощущение, что колонки плохо воспроизводят, скажем, низкие частоты или, наоборот, высокие. Хотя чисто технически динамики абсолютно исправны.

Исключение составляют лишь широкополосные АС, в которых разделение входного сигнала на «полосы» полностью отсутствует — на клеммы динамика подается вся ширина полосы (от 20Гц до 20КГц).

Поскольку никакой реальный фильтр не может обеспечить абсолютного обрезания напряжения на заданной частоте, то за пределами необходимой (расчетной) частоты фильтр обеспечивает не крутой обрыв, а лишь более или менее плавное затухание сигнала, выражаемое в децибелах на октаву. В общем случае «октава» — это удвоение или ополовинивание частоты. Величина затухания называется крутизной и зависит от схемы построения фильтра. Не углубляясь в подробности, можно сказать, что простейший фильтр — так называемый фильтр 1-го порядка — состоит всего из одного реактивного элемента — емкости (при необходимости обрезать верхнюю часть спектра) или индуктивности (при необходимости обрезать нижнюю часть спектра) и обеспечивает крутизну в 6дБ/окт. Другими словами, это означает, что если, например, в двухполосной АС выбрать частоту раздела 2кГц и 1-й порядок фильтрации обоих динамиков, то сигнал басовика на частоте 4кГц должен ослабнуть вдвое, а на частоте 8кГц — вчетверо и т.д. Аналогично с пищалкой — только на частотах 1000 и 500 Гц соответственно. Вдвое большую крутизну — 12дБ/окт — обеспечивают фильтры 2-го порядка, содержащие по два реактивных элемента в цепи. Затухание в 18дБ/окт обеспечивают фильтры 3-го порядка, содержащие по три реактивных элемента и т.д. Фильтры более высоких порядков применяются достаточно редко.

Как уже говорилсь выше, другим аспектом проблемы согласования динамиков в рамках целостной АС является то, что отдельные динамики характеризуются различными чувствительностями, т.е. при одном и том же подводимом напряжении они все звучат с разной громкостью. Соответственно этому возникает задача снижения громкости звучания более чувствительных динамиков до уровня наименее чувствительного в системе. Это обеспечивается включением в переходные фильтры резисторов, на которых происходит дополнительное падение напряжения, т.е. аттенюация сигнала (ослабление по общему уровню, вне зависимости от частоты).

Очевидно, что кроссоверы, встроенные в АС штатным образом, — вещь, которую обычный пользователь изменить не в состоянии. Более того, характеристики отдельных динамиков могут изменяться в достаточно широких пределах в завимости как от времени, так и от условий эксплуатации, что, прежде всего, сказывается на тех участках спектра звукового давления, в формировании которых активно участвуют кроссоверы, которые были сделаны как бы под «несколько другие» динамики. Да и сами кроссоверы могут со временем существенно утрачивать свои первоначальные характеристики...

Три одинаковых УМПоэтому при каких-то сомнениях в качестве звучания, но совершенно исправных динамиках, можно попробовать реализовать мультиампинг. Для решения этой задачи потребуется следующее:

  1. Убрать с пути следования сигнала штатные кроссоверы. Не обязательно выдирать их из АС — можно просто отсоединить/отпаять от них все динамики.
  2. Обеспечить прямой доступ к клеммам динамиков для заведения на них сигнала напрямую — с отдельных усилителей мощности (по одному на каждую пару идентичных динамиков АС). Если в АС был заранее предусмотрен мультиампинг, то задача радикально упрощается (см. ниже). Если нет, то придется где-то в задней стенке АС сверлить дырку, через которую выводить пары проводов от отдельных динамиков.
  3. Обзавестись несколькими усилителями мощности — для двухполосных АС потребуется 2 отдельных УМ, для трехполосных — соответственно, 3. Чрезвычайно важно чтобы все УМ были либо одинаковыми, либо имели возможность регулировки входной чувствительности. Это необходимо для того, чтобы при одном и том же входном напряжении на выходе каждого УМ (в идентичную нагрузку) также было строго одно и то же напряжение. Сей факт необходимо проверять при помощи генератора частоты, заменителя нагрузки и вольтметра переменного напряжения (см. здесь в разделах ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРИБОРЫ и РАЗНОЕ).
  4. Электронный кроссовер, т.е. такая штуковина, которая исходный широкополосный сигнал от источника (обычно от предусилителя) разветвляет на несколько отдельных УМ. Электронный кроссовер логичным образом имеет один вход и несколько выходов, и позволяет гибкое разделение полос — в широких пределах регулируется все: частоты перехода, крутизна среза и глубина аттенюации в каждой полосе. Иными словами, электронный кроссовер включается между предварительным усилителем и усилителями мощности. Образцы великолепных электронных кроссоверов на 3 и даже 4 полосы см. здесь.

Таким образом, в руках пользователя оказывается вполне серьезный инструмент для прецизионного согласования полос в АС. Серьезная проблема на пути всего одна:

Делать настройки на слух категорически нельзя — необходимы серьезные акустические измерения.

Что получается при малейших ошибках — проиллюстрировано в статье К чему приводят ошибки в согласовании полос. Лично я пользуюсь одним из лучших измерительных комплексов — MLSSA. Ответы на любые вопросы касательно технических характеристик и возможностей этой измерительной системы (как меряет, что меряет, чем меряет и т.д.) можно найти на сайте производителя. Стоимость комплекса — около 6000 долларов.


Обычно перевод АС в мультиампинг производится следующим образом. Во-первых, выбираются АС, которые позволяют не уродовать корпуса, а изначально обеспечивают прямой доступ к динамикам. Такие АС производили многие японские производители.

Биампинг ТриампингТриампинг

Во-вторых, производится первичное согласование динамиков по критерию максимально ровной осевой (квази-безэховой) АЧХ. И, наконец, АС устанавливаются на должные места в комнате и производится доводка под конкретное помещение и зону прослушивания. В целом, дело это довольно геморройное и времязатратное, но... интересное.

Как Technics пытались помахать елдой перед Nakamichi

В последнее время участилась ситуация, когда некий гнус дает где-то ссылку сюда и приписывает, что, мол, «частично согласен» или «со многим согласен». Бля, ну неужели кто-то становится умнее? Нихуя подобного. Ща объясню. Я с гораздо большей симпатией отношусь к тараканам, которые убегают отсюда захлебываясь блевотиной и проклятиями в мой адрес. Человек, который не понял тут вообще нихуя — обычный калека. Ему нужно давать инвалидность даже не по потере мозга, а по отсутствию такового с рождения. Тем более, что сейчас это обычное явление. А вот тех, кто, типа, «Ну-у-у, с чем-то согласен, но конечно не со всем!» нужно просто зарубать нахуй саперной лопаткой.

Блядь, нельзя быть беременным наполовину. Ты уж лучше будь калекой — какой с калеки спрос?! А когда ты, сраный даун, заикаешься о каком-то там частичном согласии, то ты просто ебешь скотобазе мозги. Либо ты согласен тут со всем, либо ни с чем. Все понял? Пшелнах.