Справочник по производителям аудиотехники в Японии Акустические системы Виниломания Проигрыватели виниловых пластинок Запись на магнитную ленту Усилители Проигрыватели компакт-дисков Измерения, расчеты, теория Средства коррекции звукового поля

  Как увлекаться аудио правильно Мои коллекции   Сделай сам Моя коллекция аудиотехники Перлы идиотов Ссылки Кабинет доврачебной помощи О сайте

УСИЛИТЕЛИ


Усилители

Первый раз здесь? Сочувствую: с каждым прочитанным предложением у тебя к горлу все выше будет подступать рвота, а в башке крутиться только одна мысль: «Да он (т.е. я) просто не слышал приличных усилителей!». А кликнув на моей коллекции (если до этого вообще дойдет), где все расположено по алфавиту, а не по «крутизне», у тебя радостно воспалится извилина «Я ж так и думал!». Хули ты там думал, мудак ты долбаный?! Вот смотри, например, какие усилители у меня есть: жми сюда, сюда, сюда и сюда. И только, блядь, попробуй где-нибудь бздануть, что это — неприличные усилители и что я, типа, не «слышал» приличных.


К ссылкам  

Обычному человеку, рядовому потребителю более чем достаточно знать, что выбирать усилитель «по звуку» не надо — в этом плане между ними в домашних условиях нет никакой разницы. Любое рассуждение на тему «звука» усилителя — признак прогрессирующего слабоумия.

Вообще, усилители — это такая тема, в которую дилетанту (т.е. человеку без специальной подготовки) лезть довольно бессмысленно. Но кое-какая информация будет полезна каждому — например, о классах усиления. Тем более, что на многих винтажных усилителях есть вполне конкретные надписи (Class AA, New Class A, Super Class A и т.п.), смысл которых большинству обывателей непонятен.

Вообще, когда говорят о классах усиления, то имеют в виду особенности смещения и вытекающие из этого особенности рабочего цикла активных устройств, коими могут являться полевые транзисторы, биполярные транзисторы, лампы и т.д. Есть классы A, B, AB, C, D, E, F и пр. Но ни в одном учебнике ты не найдешь, скажем, класса АА. Почему? Потому что это — сугубо маркетинговая фишка, рассчитанная на завлечение покупателей (см. ниже).

По классам усиления написано много — можешь почитать для расширения кругозора. Но при этом помни: на практике все это — по барабану, т.е. на звучание не влияет никак. Да, с помощью осциллографов, измерителей искажений и прочих специальных измерительных приборов наблюдать некие различия между усилителями можно. Но на большинстве реальных музыкальных сигналов (за редким исключением) услышать это невозможно. Хотя есть куча людей — особенно тех, кто так или иначе причастен к производству и продажам аудиотехники, — кто с пеной у рта будет доказывать обратное. Но их можно понять — им ведь нужно как-то обосновать потребителю, почему он должен купить именно этот усилитель, а не другой (хотя в реальности и тот, и другой звучат неотличимо).

Если на пальцах, то смысл различных классов усиления примерно таков. Синусоида имеет две симметричные половинки — одна до перехода через ноль, другая — после. Если масштабировать ее (усиливать) целиком — это класс А. Плюсы — минимум искажений, практически идеальная повторяемость формы сигнала. Минусы — низкий КПД работы, разогрев как у калорифера (можно сушить полотенца или квартиру отапливать), трудности с созданием мощных усилителей (более 30Вт). Особенности реализации — большой ток покоя, выходные транзисторы постоянно открыты. В общем, такие усилители практически никто не делает.

Поэтому поступают иначе — разделяют синусоиду на две половинки (положительную и отрицательную), каждую из них усиливают своим усилителем и снова склеивают уже в укрупненном виде — это класс В. Плюсы — высокий КПД, слабый разогрев, никаких проблем с созданием даже очень мощных усилителей (200-300Вт). Минус один — большие искажения (см. crossover distortion). А почему искажения? Потому что когда цельный синус режем пополам, что-то непременно теряем, усилить половинки строго одинаково не можем, да и обратная склейка проходит неидеально. В результате получается что-то похожее на исходный сигнал, но не точная копия. Особенности реализации — малый ток покоя, выходные транзисторы половину времени открыты, половину — закрыты.

Вот между этими двумя крайностями и мечутся как вонь в кальсонах — то класс АВ придумают, то New Class A, то еще что-нибудь. Но суть везде одна и та же — компромисс в той или иной степени.

New Class A, например, — это такая схема управления смещением выходного каскада, которая, с одной стороны, поддерживает выходные транзисторы в открытом состоянии (что вроде как должно устранять crossover distortion), а с другой — поддерживает низкий ток покоя. Некоторые модели оснащены микропроцессорами, регулирующими Icq выходного каскада в зависимости от тепловых и сигнальных характеристик. Возможно, картинки помогут тебе лучше понять суть изобретения (качество текста оставляет желать лучшего, но на первой картинке и так все понятно, а вторую можно увеличить).

New Class A New Class A

Далее, Class AA — это то, что пришло на смену New Class A. Вообще говоря, Class AA — это не какой-то особый (типа, «новый») режим работы выходного каскада. Фактически, это два усилителя, работающие на одну нагрузку через мостовую схему — один (маломощный) работает в классе А, а второй (мощный) — в классе B. Идея заключается в том, что тяжелую работу (т.е. «раскачку» нагрузки, обеспечение ее током) выполняет менее линейный каскад c малым смещением, работающий в классе B, но при этом он усиливает сигнал, приходящий от более линейного каскада, работающего в классе А, который за высоким импедансом каскада, работающего в классе B, попросту «не видит» конечную нагрузку с низким импедансом. Идея усилителя, работающего в классе AA, уходит корнями в схему Сэндмана, который подал на Technics в суд за кражу у него идеи, но, естественно, дело проиграл. Похожая технология используется, например, и в усилителях JVC/Victor, маркированных как Super Class A.

Technics Class AA Sandman Class AA


Low CutДополнительная информация для любознательных. На некоторых усилителях есть надписи, которые напоминают владельцу о том, что это — не какой-нибудь там, а DC Amplifier. На некоторых усилителях мощности (как правило, рядом с входом) имеется странный тумблер, положение которого вроде бы ни на что не влияет. Возникает логичный вопрос: что это такое и в каком положении его лучше держать?

В электронике есть такое понятие — «емкостная связь», которая представляет собой передачу энергии посредством емкостного сопротивления между узлами схемы. Емкостная связь также известна как связь по переменному току (AC coupling), а конденсатор, выполняющий эту задачу, называется конденсатором связи, разделительным конденсатором, развязывающим конденсатором или конденсатором, блокирующим постоянную составляющую. Емкостная связь может быть случайной или преднамеренной, и обычно возникает при установке конденсатора связи последовательно с передаваемым сигналом.

В аналоговых устройствах конденсатор связи соединяет две схемы так, что из одной в другую может проходить только переменный ток, поскольку постоянный, очевидно, блокируется конденсатором — этот прием помогает избавиться от смещения постоянным током.

Главный недостаток емкостной связи — ухудшение работы системы на НЧ, ибо каждый разделительный конденсатор вместе с электрическим импедансом следующей за ним схемы образует ФВЧ (фильтр высоких частот). Поэтому для обеспечения нормальной работы на НЧ применяемые конденсаторы должны обладать высоким емкостным сопротивлением.

ФВЧ применяются в емкостной связи на входе во многие УМ — они ставятся туда для того, чтобы предотвратить усиление постоянного тока, который может вывести усилитель из строя, снизить его толерантность к перегрузкам (headroom), а также привести к повышенному рассеянию тепла звуковыми катушками в динамиках акустических систем, из-за чего они могут попросту сгореть.

Недостатки усилительных схем с емкостной связью и смещением постоянным током в значительной мере устраняются в схемах с непосредственной связью (direct coupling или DC). В противоположность индуктивной и емкостной связи, непосредственная связь (также известная как гальваническая связь) представляет собой передачу энергии посредством физического контакта через проводник. При такой связи две схемы соединяются так, что кроме переменного тока, первая схема передает во вторую еще и смещение постоянным током. Поэтому необходимость в разделительном конденсаторе не возникает. Непосредственная связь передает полный спектр частот, включая постоянный ток.

Поэтому переключатель, который изображен на фото выше, предоставляет пользователю 2 возможности:

  1. Безопасный режим работы с отсечкой постоянного тока, но немного ухудшенной отдачей на НЧ (которую можно увидеть на приборах, но невозможно услышать) — положение Low Cut (5Hz).
  2. Потенциально более опасный режим c усилением всего спектра частот, включая постоянный ток — положение DC.

  1. Самые крутые предусилители за всю историю домашнего аудио
  2. Могут ли усилители «звучать» по-разному?
  3. Усилители со стрелочными индикаторами
Моя коллекция

Моя коллекция

Усилители
[41]

Купить иль не купить?
Непременно загляни

Если ты вдруг надумаешь приобрести что-то подобное, имей ввиду, что редкий усилитель приедет к тебе в таком состоянии, что тебе не придется делать с ним ровным счетом ничего. В целом, с усилителями та же история, что и с акустикой — никакая фотография не может доказать исправность усилителя. Поэтому остается только верить на слово. Но в целом с усилителями мухлюют довольно редко — реже, чем с любой другой аппаратурой. Кроме того, большинство неисправных усилителей (кроме экзотических или очень мощных) можно починить без мега-затрат.

Типичный винтажный усилитель обязательно потребует от тебя чистки-смазки всех переключателей и потенциометров, которые, если ты этого не сделаешь, будут давать при задействовании выпадения сигнала, помехи, хрипы, треск, кривой баланс между каналами и т.п. Ко многим подобным деталям доступ есть, а ко многим заебешься подбираться. Так что приготовься морально и физически.

В начало

До того, как ты начнешь читать эту страницу, тебе полезно знать следующее: обычно по мере продвижения по странице вниз туловище думает примерно следующее: «Да он (т.е. я) просто не слышал приличных усилителей!». А кликая на моей коллекции (если до этого вообще доходит), где все расположено по алфавиту, а не по «крутизне», радостно потирает свои потные ладошки – типа «Ну, я ж так и думал!». Хули ты там думал, мудак ты долбаный? Вот смотри, например, какие усилители у меня есть: жми сюда, сюда и сюда. И только, блядь, попробуй сказать, что это - неприличные усилители, и что я, типа, не «слышал» приличных.

Как Technics пытались помахать елдой перед Nakamichi

В последнее время участилась ситуация, когда некий гнус дает где-то ссылку сюда и приписывает, что, мол, «частично согласен» или «со многим согласен». Бля, ну неужели кто-то становится умнее? Нихуя подобного. Ща объясню. Я с гораздо большей симпатией отношусь к тараканам, которые убегают отсюда захлебываясь блевотиной и проклятиями в мой адрес. Человек, который не понял тут вообще нихуя — обычный калека. Ему нужно давать инвалидность даже не по потере мозга, а по отсутствию такового с рождения. Тем более, что сейчас это обычное явление. А вот тех, кто, типа, «Ну-у-у, с чем-то согласен, но конечно не со всем!» нужно просто зарубать нахуй саперной лопаткой.

Блядь, нельзя быть беременным наполовину. Ты уж лучше будь калекой — какой с калеки спрос?! А когда ты, сраный даун, заикаешься о каком-то там частичном согласии, то ты просто ебешь скотобазе мозги. Либо ты согласен тут со всем, либо ни с чем. Все понял? Пшелнах.