Справочник по производителям аудиотехники в Японии Акустические системы Виниломания Проигрыватели виниловых пластинок Запись на магнитную ленту Усилители Проигрыватели компакт-дисков Измерения, расчеты, теория Средства коррекции звукового поля

  Как увлекаться аудио правильно Мои коллекции   Сделай сам Моя коллекция аудиотехники Перлы идиотов Ссылки Кабинет доврачебной помощи О сайте

О широкополосной акустике


Главной и, вероятно, единственной положительной особенностью звучания широкополосных систем является способность исключительно хорошо формировать центральный образ и «голографировать» звучание. Иными словами, если при прослушивании музыки на многополосной акустике главный (центральный) стереообраз зачастую бывает несколько нечеток, размыт, смещен или деформирован, а о surround-эффекте можно только мечтать, то в акустике, имеющей один-единственный динамик, этой проблемы не существует в принципе. Именно эта особенность, помимо невероятной простоты реализации (заключающейся, как минимум, в полном отсутствии кроссоверов) и дешевизны — пара даже очень хороших ШП-динамиков стоит намного дешевле 6 динамиков аналогичного качества для трехполосной системы — и привлекает к широкополосной акустике большое аудиофильское внимание.

Весьма примечательно, что, используя всего один-единственный динамик небольшого размера (а таковы, в силу технических ограничений, все широкополосники — не более 17см полезного диаметра), в корпусе не менее скромных габаритов (мне попались АС с В•Ш•Г = 56•32•27), можно обеспечить в зоне прослушивания кривую звукового давления — комнатную АЧХ — практически не уступающую по характеристикам (форме, неравномерности, спаду на ВЧ) таковой в разы более крупных, многополосных АС. Для примера сравните КАЧХ широкополосников (показана зеленым) с КАЧХ очень больших 4-х полосных АС с диаметром басовика 30см (показана желтым) — обе пары АС устанавливались в одной и той же комнате, на одни и те же места строго. Разглядывая график, не забывай смотреть на масштаб по оси ординат.

FULL-R

Однако вот курьез: восприятие музыки в этих двух случаях, каким бы странным это ни казалось, оказывается совершенно разным. В чем же разница? Разница, прежде всего, — в «малогабаритности», «игрушечности» звучания широкополосников. Да, звуковое давление, развиваемое в зоне прослушивания ШП, в широченной полосе частот почти точно такое же, как и от крупных АС — т.е. тонально и тембрально сбалансированное, детальное, чистое и т.д. ATC SCM20SLТ.е. на малых громкостях (в фоновом режиме) широкополосники звучат практически точно также, как и большие АС. Но воздуха из-за малого размера динамика ШП смещают очень и очень мало. Поэтому с повышением громкости их звучание так и остается «мелким».

Но это — судьба не только широкополосников, но и всех динамиков небольшого размера. Ярким примером являются вроде бы очень приличные как с виду, так и по характеристикам, ATC SCM20SL, разработанные отнюдь не дилетантами в своем деле. Однако при всем техническом «совершенстве» и очень высокой (для полочных двухполосных АС) цене, звучит эта акустика ужасающе — скукожено, мелко и зажато. И уж совсем не голографично.

Типовая широкополосная акустика, если не рассматривать экзотические конструкции вроде таких

безусловно, пленяет «трехмерностью», «голографичностью» своего звучания и словно намертво прибитым, непоколебимым центральным стереообразом. Более того, такая акустика может легко и непринужденно звучать вполне цельно и сочно на НЧ. Серьезных минусов, пожалуй, всего два:

  1. о первом — «мелкости» — уже писалось выше, а
  2. второй заключается в небольшой, но достаточно заметной нехватке прозрачности, воздушности, кристальности звучания (что хорошо видно на приведенном выше графике). Именно по этой причине широкополосные акустические системы зачастую снабжаются дополнительными твитерами или супертвитерами (как видно на первом фото).

Таким образом, для воспроизведения малосоставных коллективов, вокала, акустической музыки, нетяжелого рока, недолбящей поп-музыки, джаза и чего-то в этом роде широкополосная акустика, безусловно, — просто находка.

Положа руку на сердце, трудно желать большего. Но если хочется послушать жесткую, быструю, плотную, хлесткую, спектрально насыщенную музыку с очень широким диапазоном записанных частот, то здесь слушателя, безусловно, ждет разочарование. Возможно, не жестокое, но все же разочарование. Правда, за драйв, панч, ураган и четкое воспроизведение всех участков спектра придется заплатить худшей локализацией — никакой мистики.


Для тех, кто желает посмотреть на различные широкополосники и варианты их реализации, привожу небольшую фотогалерею. Так, например, выглядят типовые законченные решения на базе ШП-динамиков:

kb610m

65-3

65a

А вот яркий пример пусть и кустарно выполненной, но вполне серьезной реализации широкополосной акустики в строгом соответствии с рекомендациями производителя динамиков (Diatone P-610A).

p610cust p610cust-2

p610cust-3 p610cust-4

Далее приведены самые разнообразные широкополосные динамики, производившиеся когда-то. На их основе можно самостоятельно выполнить акустические системы практически любого уровня звучания.

6a-35

6a-35-2

6m-50

6m-50-2

8a-36

8a-36-2

8cx-50

8cx-50-2

10cx-501

10cx-501-2

10cx-501-3

flat6

flat6-2

flat8

flat8-2

flat8-3

p610da

p610da-2

p610mb

p610mb-2

s-322

s-322-2

10f10

10f10-2

10f11

10f11-2

10f20

10f20-2

10f100

20f100

14f10

14f10-2

16f10

16f10-2

16f20

18p45s

18p45s-2

18pw10

18pw10-2

18pw10-3

18pw10-4

18pw10-5

20pw09

20pw09-2

20pw49s

20pw49s-2

20pw55

20pw55-2

20pw55-3

20px70

20px70-2

trusonic122ax

trusonic122ax-2

Как Technics пытались помахать елдой перед Nakamichi

В последнее время участилась ситуация, когда некий гнус дает где-то ссылку сюда и приписывает, что, мол, «частично согласен» или «со многим согласен». Бля, ну неужели кто-то становится умнее? Нихуя подобного. Ща объясню. Я с гораздо большей симпатией отношусь к тараканам, которые убегают отсюда захлебываясь блевотиной и проклятиями в мой адрес. Человек, который не понял тут вообще нихуя — обычный калека. Ему нужно давать инвалидность даже не по потере мозга, а по отсутствию такового с рождения. Тем более, что сейчас это обычное явление. А вот тех, кто, типа, «Ну-у-у, с чем-то согласен, но конечно не со всем!» нужно просто зарубать нахуй саперной лопаткой.

Блядь, нельзя быть беременным наполовину. Ты уж лучше будь калекой — какой с калеки спрос?! А когда ты, сраный даун, заикаешься о каком-то там частичном согласии, то ты просто ебешь скотобазе мозги. Либо ты согласен тут со всем, либо ни с чем. Все понял? Пшелнах.