Справочник по производителям аудиотехники в Японии Акустические системы Виниломания Проигрыватели виниловых пластинок Запись на магнитную ленту Усилители Проигрыватели компакт-дисков Измерения, расчеты, теория Средства коррекции звукового поля

  Как увлекаться аудио правильно Мои коллекции   Сделай сам Моя коллекция аудиотехники Перлы идиотов Ссылки Кабинет доврачебной помощи О сайте

Запись и оцифровка винила


К обработке винила Особенности записи с виниловых пластинок

На рисунке можно видеть два аспекта, о которых следует помнить при работе с виниловыми пластинками.

Первый — это достаточно большая неоднородность уровня записи различных треков на пластинках. Нельзя сказать, что это особенность всех пластинок, но, тем не менее, она встречается очень часто (возможно, в половине случаев и даже чаще) и наиболее характерна для пластинок общей продолжительностью более 40 минут. Скорее всего, это обусловлено тем, что увеличение продолжительности звучания требует нарезать дорожки плотнее друг к другу, что, естественно, ограничивает амплитуду сигнала. Как правило, падение уровня сигнала наблюдается по мере приближения к яблоку и может достигать −6дБ (обычно около −4). Это значит, что сигнал становится примерно в полтора-два раза тише. Естественно, это сказывается на комфортном уровне громкости прослушивания. Поэтому при оцифровке пластинок необходимо пристально следить за уровнем каждого отдельного трека — повышать или понижать его при необходимости. Выставлять уровень записи один раз для всей стороны пластинки — плохое решение.

Второй аспект — это динамический диапазон (ДД) виниловых пластинок, т.е. уровневая разница между самыми тихими и самыми громкими неискаженными сигналами, исходящими от источника. Главным фактором, лимитирующим ДД виниловых пластинок, является, как нетрудно догадаться, механический шум скольжения иглы по пластиковой канавке. Даже у абсолютно новых, не бывших в эксплуатации пластинок этот шум отчетливо слышен невооруженным ухом. Что уж говорить про пластинки «побитые жизнью». ДД пластинок также непостоянен и улучшается по мере продвижения к яблоку — от 47-52дБ на самом краю пластинки до 57дБ ближе к выводной дорожке. Такая разница, прежде всего, обусловлена короблением пластикового диска, из-за чего при движении иглы по бóльшему радиусу возникают сильные биения. У сильно пользованных, трещащих пластинок ДД на входе опускается ниже 20дБ и, в дальнейшем, часто не достигает даже отметки 40дБ. ДД же хорошо сохранившейся, пусть даже и пользованной пластинки в среднем составляет 54-55дБ.


Как следует из свойств виниловых пластинок, при оцифровке винила за уровнем записи нужно следить — увеличивать или уменьшать в зависимости от ситуации, от трека к треку. Да, это не особо приятно и нудно, но совершенно необходимо. Выставлять уровень один раз для целой стороны пластинки или, того хуже, для всей пластинки целиком — неправильно. Повторю еще раз: ситуации, когда первый трек записан с уровнем в 1,5-2 раза превышающем уровни последующих или, наоборот, когда громкость начинает все больше нарастать по мере продвижения к «яблоку», встречаются сплошь и рядом.

Иногда даже на новых пластинках (что уж говорить про побитые жизнью) попадаются места, которые игла нормально пройти не может — проскакивает с потерей музыкального фрагмента или, наоборот, заедает на одном месте. Такие проблемы иногда удается разрешить временным (для данного конкретного трека) увеличением или уменьшением антискейтинга или прижимной силы.

Поскольку практически все компакт-диски записываются с ненормально, неестественно высоким и плотным уровнем сигнала, то при прямом сравнении звучание пластинок кажется очень тихим и бедным. Поэтому при оцифровке пластинок уровень записи необходимо делать максимально высоким, но, разумеется, не уходящим в клиппинг на систематической основе, хотя отдельные, эпизодические, кратковременные выбросы сигнала в red-zone вполне допустимы и не могут быть обнаружены на слух ни при каких условиях.

В этой связи важно отметить, что пластинка может быть записана настолько тихо и/или используемая головка иметь настолько низкий выходной вольтаж, что без специального фонокорректора (с регулируемой чувствительностью по входу как, например, у моего Technics SU-9600P) добиться при записи «цифрового» уровня в 0дБ принципиально невозможно, выкрути все ручки хоть до упора. Поэтому если у фонокорректора предварительного усилителя чувствительность не регулируется, то единственным способом оцифровать пластинку с нормальным уровнем является замена головки в проигрывателе винила на существенно более громкую.


К обработке винила Обработка пластинок

Раньше я чистил винил так: выбивал пыль с помощью электрощеток, думал, что снимаю статику с помощью ионной пушки, cнимал остаточные пылинки бархоткой.

Выбивание пыли Снятие статики Тонкая очистка

Сегодня я делаю это гораздо проще, быстрее и эффективнее — просто протираю пластинку влажной безворсовой салфеткой, а при воспроизведении пользуюсь такой штучкой. В деталях вопросы ухода за пластинками рассмотрены в статье Как извлечь из виниловой пластинки максимум.


К обработке винила Запись (рип с винила)

  1. Воспроизведение пластинок осуществляется на одном из проигрывателей, а звук снимается одним из звукоснимателей.
  2. Проигрыватель подключается к фонокорректору предварительного усилителя Technics SU-9600P (1975) — коэффициент усиления плавно регулируется в очень широких пределах, что позволяет пользоваться любыми головками — тихими, громкими, звонкими и не очень.
  3. BASF/EMTEC CD-RWОбраз аналогового источника (например, целая сторона пластинки, отдельный трек или фрагмент магнитной записи) записывается на винтажный (2000 года выпуска) CD-RW производства BASF/EMTEC Magnetics GmbH при помощи Tascam CD-RW900SL Professional в формате CD-Audio (*.cda), который подключается к тому же Technics SU-9600P как обычная кассетная дека.
  4. При помощи EAC на жесткий диск компьютера переносятся wav-копии cda-треков. Если пластинка играет хорошо, ровно, без сбоев, то получается всего два таких трека продолжительностью минут 15-25 каждый — целая сторона А и целая сторона B.
  5. Производится ручная прецизионная разбивка wav-образов А- и B-сторон на отдельные песни — в виде более коротких wav-файлов образуется ровно столько треков, сколько присутствует на пластинке.
  6. Кроме удаления сильных щелчков, мешающих нормальному прослушиванию, никакой обработки не производится. Удаление щелчков — довольно большой геморрой, т.е. малоприятная и, нередко, времязатратная процедура. Я бы даже сказал, что тут требуется определенное ноу-хау.
  7. Получившийся набор финальных wav-файлов снова записывается на CD-RW при помощи EAC.
  8. Посредством все того же EAC снимается сжатая flac-копия и индексная карта (cue) для распаковщика, которые сохраняются на HDD.

ВРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ

Стадия Время, мин.
Запись образа среднестатистической пластинки на CD-RW, включая чистку пластинки, стирание болванки и выставление уровня записи 40-60
Перенос на компьютер 20-25
Грубая нарезка на треки 2 на трек
Чистовая обрезка начала и конца треков 1 на трек
Подчистка щелчков 5 на трек
Запись готовых треков на CD-RW
12-15
Изготовление сжатой flac-копии 22-25

Таким образом, оцифровка типичной 40-минутной пластинки, с 10 треками, в хорошем состоянии, занимает приблизительно 2,5 часа. На пластинки, находящиеся в не очень хорошем состоянии, времени тратится существенно больше — иногда до 4 часов.


Воспроизведение

Для прослушивания цифровой копии пластинки требуется медиа-плейер, способный воспроизводить flac-файлы. Я пользуюсь Foobar2000. Очень рекомендую также устанавливать плагин для работы с ape-файлами (Monkey's Audio). Прослушать цифровую копию пластинки можно несколькими способами:

  1. Открыть в плейере сам flac-файл — в этом случае вся запись будет воспроизводиться как одно целое, без разбивки на треки и, следовательно, без возможности переходов между ними. В принципе так никто не делает, но если cue-файл по какой-то причине утерян, то это все равно позволяет прослушать запись.
  2. Открыть в плейере cue-файл, сопровождающий flac-файл, — в этом случае должна произойти разбивка на треки.
  3. Записать CD-R с копией пластинки и слушать музыку с ПКД. Для этого необходимо открыть в Foobar2000 соответствующий cue-файл, выделить все треки, нажать правую клавишу мыши, выбрать во всплывающем меню Convert, затем значок ... — поставить Output format в WAV, в Destination указать директорию, в которой ты хочешь наблюдать wav-файлы, Processing — всегда none. Затем нажать кнопку Convert и получить набор wav-файлов, которые затем записать на CD-R при помощи EAC.
  4. Сделать MP3-копию пластинки и слушать ее где угодно (например, с флэшки) — на чужом компе, в машине, на бумбоксе и т.п. Процедура та же, что в предыдущем пункте, кроме того, что Output format должен стоять MP3 (LAME). Качество (от этого зависит размер файлов) можно поставить какое угодно, нажав кнопку Edit. Помни, что MP3 320 невозможно отличить от оригинала ни при каких условиях.

В начало

Как Technics пытались помахать елдой перед Nakamichi

В последнее время участилась ситуация, когда некий гнус дает где-то ссылку сюда и приписывает, что, мол, «частично согласен» или «со многим согласен». Бля, ну неужели кто-то становится умнее? Нихуя подобного. Ща объясню. Я с гораздо большей симпатией отношусь к тараканам, которые убегают отсюда захлебываясь блевотиной и проклятиями в мой адрес. Человек, который не понял тут вообще нихуя — обычный калека. Ему нужно давать инвалидность даже не по потере мозга, а по отсутствию такового с рождения. Тем более, что сейчас это обычное явление. А вот тех, кто, типа, «Ну-у-у, с чем-то согласен, но конечно не со всем!» нужно просто зарубать нахуй саперной лопаткой.

Блядь, нельзя быть беременным наполовину. Ты уж лучше будь калекой — какой с калеки спрос?! А когда ты, сраный даун, заикаешься о каком-то там частичном согласии, то ты просто ебешь скотобазе мозги. Либо ты согласен тут со всем, либо ни с чем. Все понял? Пшелнах.