Справочник по производителям аудиотехники в Японии Акустические системы Виниломания Проигрыватели виниловых пластинок Запись на магнитную ленту Усилители Проигрыватели компакт-дисков Измерения, расчеты, теория Средства коррекции звукового поля

  Как увлекаться аудио правильно Мои коллекции   Сделай сам Моя коллекция аудиотехники Перлы идиотов Ссылки Кабинет доврачебной помощи О сайте

Мифы о виниле


Попалась на глаза статья, якобы развенчивающая мифы о виниле. Сначала подумал — это что-то интересное, но после внимательного чтения выяснилось, что, как всегда, одни мифы заменены на другие, а точнее одна хуйня заменена другой, местами еще большей. Ну, хули... нормальные люди про аудио не пишут, поэтому все, что можно на эту тему найти — в 99,99% случаев сплошная энцефалитная блевотина. Так что придется рассказать об истинном положении дел. Да, для тех, кто мечтает пожевать немного кала, две ссылки — первоисточник на английском и кривой переводческий высер на русском.

Для начала разберем исходные мифы, которые якобы развенчиваются, хотя, повторюсь, нихуя они не развенчиваются, а заменяются другой ахинеей, но уже с претензией на наукообразность. Затем немного «покурим» наукообразную ахинею.

В статье для удобства используются следующие сокращения:

  • КД — компакт-диск
  • ПКД — проигрыватель КД
  • ПВП — проигрыватель виниловых пластинок
  • ДД — динамический диапазон

Итак, исходные мифы.

Слушай сюда!Миф 1: Винил всегда звучит лучше КД.

Вообще, когда некое уёбище заявляет, что А «звучит» лучше Б (причем похуй, что именно сравнивается — пластинка с КД, один ПВП с другим ПВП, один ПКД с другим ПКД, один усилитель с другим усилителем и т.д.), то самый главный вопрос, который при этом следует задать: ты, блядь, как вообще определил это самое «лучше»? На основании чего? На основании своего сраного слуха и еще более сраного вкуса? И для кого оно лучше-то? Какой процент людей (только не твоих друзей-ушлёпков, а независимых экспертов в грамотном слепом тестировании) подтвердит, что это твое «лучше» оно реально лучше?

Короче говоря, чтобы сравнение звучания — в данном случае КД и пластинки — было полностью достоверным, а не высосанным из хуя, т.е. лишенным личных симпатий, антипатий, предубеждений, извращенных представлений о том, что такое «лучше», что такое «хуже» и всего такого прочего, необходимо организовать слепой тест. Проведение слепого теста — непростая задача. Поэтому в первом приближении нужно что-то более простое, но такое, что имело бы, тем не менее, хоть какое-то объективное зерно. В любом случае — при любых сравнениях — необходимо строго выполнять, как минимум, три условия.

  1. Во-первых, сравнение должно производиться в одних и тех же условиях — в одной и той же комнате, на одной и той же системе. Нельзя слушать КД в одном месте, пластинку — в другом, и делать на основании этого какие-то выводы (типа, по памяти).
  2. Во-вторых, необходимо сравнивать звучание одной и той же фонограммы, воспроизводимой поочередно с КД и с пластинки соответственно, с возможностью быстрого переключения между двумя этими источниками сигнала. Нельзя сравнивать какие-то произвольные КД с какими-то произвольными пластинками и делать на основании этого какие-то выводы. Потому что разные записи изначально очень разные.
  3. В-третьих, обе фонограммы должны воспроизводиться с одинаковым уровнем громкости, который выставляется не на слух, а по индикатору уровня. Любой современный КД звучит намного громче любой пластинки и вообще уровень записи на нем очень-очень большой. А «громче» в человеческом подсознании почти всегда ассоциируется с «лучше». Собственно, вот эта хуйня для того и была внедрена — чтобы заставить потребителя покупать прошлогодний снег. Если посмотреть на уровень записи CD, индикаторы которого есть в некоторых бытовых ПКД и уж точно во всех CD-резаках, то при воспроизведении любого современного CD индикаторы, что называется, стоят колом и едва дергаются у максимальной отметки 0dB. А вот при воспроизведении старых CD, CD первого розлива — индикаторы колеблются в среднем где-то между −12 и −6dB с выраженными выбросами до −2dB. Соответственно, старые CD звучат намного тише современных.

Короче говоря, если ты проведешь прослушивание грамотно, с соблюдением необходимых условий, то результат, скорее всего, окажется следующим: по сравнению с записью на пластинке запись на КД имеет другой тембральный баланс — ты как минимум ощутишь заярченную середину и, как прямое следствие этого, небольшой недостаток НЧ и грязноватые ВЧ. Поэтому звучание пластинки тебе, скорее всего, понравится больше. Даже если ты полный идиот. Хотя бы потому, что оно более комфортно.


Слушай сюда!Миф 2: Для записи пластинки требуется более качественная исходная мастер-запись, поскольку сильно компрессированные записи, какие мы слышим на КД, с пластинки невозможно воспроизвести чисто физически.

Очередной плод воспаленного, невежественного, одурманенного «курением» аудиофорумов воображения. Лучше внимательно изучи процесс создания виниловой пластинки.


Слушай сюда!Миф 3: При воспроизведении пластинки ее поверхность нагревается до нескольких сотен градусов. Поэтому прежде чем проигрывать что-то повторно, нужно подождать несколько часов, пока пластинка остынет.

Человеческому идиотизму нет предела. ПВХ, из которого делают пластинки, начинает плавиться при температуре около 150 градусов. Так что если термофакторы хоть что-то значили бы, то пластинки нельзя было бы проигрывать больше нескольких раз — все дорожки деформировались бы нахуй очень быстро. Короче, возьми пластинку, проиграй один и тот же трек 20, а хочешь 30 раз подряд — не ссы, ничего с ней не случится, — после этого потрогай и успокойся.


Слушай сюда!Миф 4: Если при проигрывании пластинки слышны песок, треск или щелчки, значит, у тебя хуевый или ненастроенный проигрыватель.

Наличие или отсутствие означенных артефактов не зависит ни от ПВП, ни от звукоснимателя, поскольку все это — дефекты пластинок, которые слышны на любом проигрывателе с любой иголкой. Единственная оговорка — разные иголки, в зависимости от их засранности и, в значительно меньшей степени, формы иглы, могут воспроизводить одни и те же дефекты чуть-чуть по-разному. Одна иголка — чуть громче, другая — чуть тише, третья — с одним оттенком щелчка, четвертая — с другим и т.п. Это же, ёптыть, механика, а, следовательно, немного разные формы, разные амплитудно-частотные характеристики, разный износ и т.д. Но не бывает такого, чтобы одна и та же пластинка на одном ПВП играла без щелчков, а на другом — с щелчками.


Слушай сюда!Миф 5: Пластинки лучше КД хотя бы уже потому, что способны воспроизводить более высокие частоты, и, к тому же, в ПВП нет никаких фильтров защиты от наложения спектров, какие применяются в ПКД.

Касательно «лучше» — см. миф 1. Что же касается воспроизведения ВЧ, то, во-первых, среднестатистический человек среднего возраста практически не слышит частот выше 14кГц (см. также стандарт DIN 45500). Пожилые люди... хорошо, если услышат хотя бы 11кГц. Ну, и спрашивается: нахуя козе баян? В любом случае, в реальности, без существенных помех больше 16кГц с пластинки не получишь.


Слушай сюда!Миф 6: Записи на пластинках лучше записей на КД еще и потому, что при аналоговом способе записи форма записанного сигнала повторяет форму исходного сигнала, а когда все переводится в цифру, то исходный сигнал квантуется по уровням, т.е. становится дискретным (набром амплитудных «ступенек»).

В процессе написания


Слушай сюда!Миф 7: Винил обеспечивает лучшее разрешение, ибо его ДД больше, чем у КД.

Какой только хуйни не понаписано о ДД. Например, то, что при воспроизведении с цифрового источника ДД получается якобы 96дБ (а то и больше) — это, можно сказать, эталонная хуйня. Все, что нам потребуется для выяснения истины, — милливольтметр для переменного напряжения (совсем хорошо, если со шкалой, градуированной в децибелах) и понимание того, что есть ДД. Формула крайне простая:

ДД = [Максимальный уровень неискаженного сигнала] − [уровень фонового шума].

Стало быть, что имеем при воспроизведении с различных носителей?

Виниловая пластинка. Подключаем ПВП к фонокорректору предварительного усилителя (ПУ), выставляем любую громкость (оптимально выбрать среднюю), измеряем напряжение на выходе ПУ. Ищем наиболее громкий участок записи — смотрим, сколько это примерно в вольтах (обозначим Vmax). Потом ставим иголку на вводную дорожку или в паузу между песнями — смотрим напряжение (обозначим Vmin). Стало быть, ДДвинила = 20•log(Vmax/Vmin). Если вольтметр имеет шкалу в дБ, то все еще проще — нужно просто вычесть наибольшее значение из наименьшего. В большинстве случаев получится величина между 20 и 57дБ. [См. также статью Запись и оцифровка винила]

Компакт-кассета. Тут все можно измерять прямо на выходе деки. Фоновый шум типичных кассет (шумы перемагниченной пленки без записи) составляет где-то −52−47дБ в зависимости от типа пленки. Максимальный неискаженный сигнал, который можно загнать на кассетную ленту на очень хорошей деке — около +5дБ. Следовательно, ДДкассеты ≈52-57дБ.

Поэтому если пластинку записать на кассету типа Normal, то в случае хороших, чистых пластинок ДД несколько ухудшается (на несколько дБ). Если же пластинки писать на Chrome или Metal, то ДД вообще не страдает. Если же использовать систему шумоподавления, то шумы можно снизить еще на 7-12дБ, но при этом и максимальный уровень записи выше 0дБ не сделаешь. В итоге можно получить ДД порядка 54-64дБ (в зависимости от СШП).

Компакт-диск. Вот тут все немного сложнее и интереснее, чем кажется. Считается, что КД принес человечеству ДД чуть ли не в 96дБ, что достигается за счет практически полного отсутствия фонового шума, столь характерного что для винила, что для компакт-кассет. Да, на выходе проигрывателя все примерно так и есть. Но мы не слушаем музыку с выхода ПКД — ПКД всегда подключен к усилителю, а с усилителя сигнал идет на колонки. Поэтому а) измерять фоновый шум, включив трек с так называемой «цифровой тишиной», необходимо на клеммах АС и б) в зависимости от того, какой именно КД ты возьмешь, разница в максимальных уровнях записанного сигнала может варьироваться от 0 до +11 дБ (см. также п.3 мифа №1).

А это означает, что ни о каких 96дБ ДД и речи быть не может. Реальный ДД при воспроизведении фонограмм с КД, измеряемый на клеммах АС при неоглушающих уровнях громкости, варьируется от 79 до 90дБ, причем максимальные значения ДД достигаются за счет чудовищной компрессии сигнала. С тех же КД, что записаны по-человечески (а это, как правило, КД выпуска начала 90-х годов прошлого века) можно получить реальный ДД порядка 80дБ. Безусловно, это гораздо больше, чем 55-57дБ хорошей, чистой пластинки и существенно больше 64дБ любой кассетной записи, даже сделанной на отличной деке с применением СШП.

Может возникнуть вопрос: а почему на клеммах АС проводятся не все измерения, а только касающиеся ПКД? Очень просто. Упомянутые 80дБ ДД в случае ПКД — это лучшее, чего можно добиться от электрической части звуковоспроизводящего тракта. Потолок, ёптыть. Все остальные ДД — хуже этого значения (57дБ — для воспроизведения с идеального винила и 64дБ — для идеальной кассетной записи). Но, еще раз напомню: речь идет об измерении ДД на клеммах АС. А это, мягко говоря, не совсем то, что мы получаем в месте прослушивания в реальной комнате.

Поэтому я очень рекомендую сходить по этой ссылке и посмотреть, как выглядит ДД в реальных условиях с места прослушивания! Лучшее, чего можно добиться на средних и высоких частотах — 50, максимум 55дБ. На частотах же ниже 50Гц ДД в реальной квартире не превышает 30дБ.

Короче говоря, необходимо понимать, что серьезные ограничения ДД идут именно «снизу», т.е. со стороны фоновых шумов, которые наличествуют в отсутствие полезного сигнала. Максимальный уровень записи неискаженного сигнала, конечно, тоже важен, но тут вариации измеряются единицами дБ, тогда как в области шумов — многими десятками.

  • У чистых, незапиленных, качественно отлитых пластинок подобные шумы находятся преимущественно в НЧ-области и обусловлены, главным образом, механическим трением иглы о стенки дорожки. Еще какой-то вклад вносит гул двигателя, но по сравнению с шумами трения он обычно весьма мал.
  • У пластинок, побитых жизнью, к шумам на НЧ добавляются еще и помехи на СЧ и ВЧ (треск, щелчки), вызываемые к жизни повреждениями дорожки, пылью и т.п.
  • У любой магнитной ленты (даже абсолютно новой, ни разу не подвергавшейся записи) также есть фоновый шум, спектр которого находится главным образом в СЧ- и ВЧ-областях. При любой записи, т.е. процессе, при котором происходит обработка ленты переменным высокочастотным магнитным полем, фоновый шум ленты увеличивается даже при отсутствии полезного сигнала (т.е. даже при простом стирании).
  • У КД никакого собственного фонового шума нет. Поэтому остаются лишь весьма низкоуровневые шумы электронных схем, которые, тем не менее, логичным образом увеличиваются по мере прохождения сигнала от выхода ПКД к клеммам АС.

Таким образом вполне естественно, что воспроизведение фонограмм с КД имеет наименьшие ограничения по фоновым шумам и, как следствие, обеспечивает наибольший ДД на клеммах АС — порядка 80дБ, что на 25дБ тише «городского фона» в типичной жилой комнате, отчего и возникает ощущение полной тишины. Воспроизведение фонограммы даже с очень хорошей пластинки априори ограничено снизу так называемым рокотом — поэтому ДД на клеммах АС редко превышает 55дБ, что сопоставимо с комнатным фоном и, к тому же, стремится резонировать на НЧ, благодаря чему фоновый шум даже супер-пластинки неплохо слышен. В случае запиленных пластинок ДД совсем невелик — 40, 30, а то и 20дБ, что намного громче комнатного фона, а потому слышно при любых условиях. И, наконец, ДД типичной любительской кассетной записи без СШП составляет порядка 50дБ. Здесь ситуация почти та же, что с пластинками — шум ленты типа Normal в любых условиях слышен просто превосходно. Если же использовать очень хорошую деку с не менее хорошей СШП, то с кассеты типа Chrome или Metal можно получить ДД более 60дБ — вот в таких условиях фоновые шумы источника уже практически неслышны.


Слушай сюда!Миф 8: Небольшое утяжеление звукоснимателя улучшает прохождение дорожек и, соответственно, звук.

Полная хуйня. Усиление прижима на звук не влияет вообще. Касательно прохождения дорожек: иногда даже на сравнительно новых пластинках попадаются места, где иголка прыгает или заедает. В таких случаях часто (но не в 100%) помогает (в порядке уменьшения вероятности) временное:

  • уменьшение прижимной силы (вплоть до 0,5г)
  • увеличение прижимной силы (до 2-2,5г)
  • отключение антискейтинга или, наоборот, резкое увеличение (если он вообще есть).

Некоторые дефекты удается пройти, аккуратно подтолкнув картридж пальцем (очень редко). Разумеется, все это неактуально для автоматических проигрывателей, где ничего из перечисленного пользователем не регулируется и/или проигрыватель работает только с закрытой крышкой.


Слушай сюда!Миф 9: Если иголка в звукоснимателе хотя бы немного погнута, то пользоваться ей нельзя — нужно срочно заменить на новую.

Дураку ясно, что приятнее иметь неповрежденную вещь, нежели поврежденную. Но с точки зрения качества звукоизвлечения погнутая иголка — отнюдь не гарантия плохого звучания. Если не знать, что иголка погнута, на слух этого можно не заметить вовсе. Другое дело, что гнутая иголка сильнее изнашивает пластинки и сама изнашивается быстрее и существенно более неравномерно по сравнению с нормальной. См. также Обосранные иглы.


Слушай сюда!Миф 10: Пассиковые ПВП гораздо лучше ПВП с прямым приводом.

Образец поеботы - Rega Planar 3
Образец поеботы

Один из любимейших мифов, культивируемых так называемыми «любителями хорошего звука», т.е. придурками. Ноги у этого мифа растут, главным образом, из того, что большинство придурков начинает свою возню с винилом с уёбищных, минималистских ПВП, производимых фирмами типа Rega или Project, которые, разумеется, все пассиковые. А почему они, собственно, пассиковые? Потому что сделать пассиковый ПВП чрезвычайно просто и дешево, т.е. «делаем за рупь, а продаем за 20»; прибыль — 2000%, меньше неинтересно. Даже простенький ПВП с прямым приводом — это достаточно сложный механизм, снабженный к тому же электроникой. А связываться с электроникой мало кому хочется — это увеличивает вероятность возникновения отказов. А будут отказы, т.е. жалобы со стороны потребителей, значит, увеличатся расходы на сервисное обслуживание и прочий геморрой. И совсем другое дело — выпускать примитивнейшие проигрыватели, в которых единственное, что может выйти из строя, это мотор, который, если что, заменяется как целое — и всего делов-то.

В прямом приводе нет ничего, что могло бы утратить свои свойства со временем. А в приводе через пассик именно он является самым уязвимым и подверженным старению/деградации элементом. Но к пресловутому «звуку» тип привода не имеет абсолютно никакого отношения. Если, конечно, привод обеспечивает стабильную, а не плавающую скорость вращения. В ПВП с прямым приводом скорость не может плавать в принципе. В ПВП с пассиками — сколько угодно.

Продолжение

В начало

vert

Как Technics пытались помахать елдой перед Nakamichi

В последнее время участилась ситуация, когда некий гнус дает где-то ссылку сюда и приписывает, что, мол, «частично согласен» или «со многим согласен». Бля, ну неужели кто-то становится умнее? Нихуя подобного. Ща объясню. Я с гораздо большей симпатией отношусь к тараканам, которые убегают отсюда захлебываясь блевотиной и проклятиями в мой адрес. Человек, который не понял тут вообще нихуя — обычный калека. Ему нужно давать инвалидность даже не по потере мозга, а по отсутствию такового с рождения. Тем более, что сейчас это обычное явление. А вот тех, кто, типа, «Ну-у-у, с чем-то согласен, но конечно не со всем!» нужно просто зарубать нахуй саперной лопаткой.

Блядь, нельзя быть беременным наполовину. Ты уж лучше будь калекой — какой с калеки спрос?! А когда ты, сраный даун, заикаешься о каком-то там частичном согласии, то ты просто ебешь скотобазе мозги. Либо ты согласен тут со всем, либо ни с чем. Все понял? Пшелнах.