Справочник по производителям аудиотехники в Японии Акустические системы Виниломания Проигрыватели виниловых пластинок Запись на магнитную ленту Усилители Проигрыватели компакт-дисков Измерения, расчеты, теория Средства коррекции звукового поля

  Как увлекаться аудио правильно Мои коллекции   Сделай сам Моя коллекция аудиотехники Перлы идиотов Ссылки Кабинет доврачебной помощи О сайте

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК по производителям аудиотехники в Японии


Краткий справочник

К пояснениямХронология развития японской аудиотехники — беспрецедентные инновации    К торговым маркам

A&D   Accuphase   Aiwa   Akai   Alpage   Alpine   Alps   Aurex
Columbia   Coral   Denon   Diatone   Esotec   Esoteric   Esprit   Excelia
Exclusive   Fostex   Hitachi   JVC   Kenwood   Kyocera   Lo-D   Luxman
Marantz   Matsushita   Maxell   Micro Seiki   NAiS   Nakamichi   National   NEC
Nivico   Onkyo   Optonica   OTTO   Panasonic   Pioneer   Quasar   Ramsa
Sansui   Sanyo   Sharp   Sony   TAD   TASCAM   TEAC   Technics
Tensai   TOSHIBA   Trio   Uesugi   Victor   WEGA   Yamaha    

ПРОИЗВОДИТЕЛИ
(а не просто торговые марки)


Концерн, корпорация, компания, фирма-производитель

Комментарий Детали
Accuphase
1972
Производили Hi-End

Коньком фирмы с самого начала стали не столько какие-то инновации, сколько парализующее зрителя качество отделки и сборки (что неудивительно, если вспомнить, что контору основали выходцы из Luxman, Marantz и Trio). На звук и прочие «ходовые» качества это не влияет, как не влияют на скорость грязь и ржавчина на кузове авто, но выглядит... просто пиздец — все сделано для того, чтобы потребитель воспринимал технику не как что-то утилитарное, а как предметы роскоши. Такие изделия даже необязательно включать — на них нужно просто смотреть, дрочить и представлять себе звук. И только, блядь, попробуй не представить себе глас божий! Неудивительно, что техника Accuphase стоила и до сих пор стоит астрономических денег — обычный человек не может себе такое позволить. Т.е. может, конечно, но не больше 1-2 предметов. По современным понятиям это — Hi-End (см. также Esotec, Esoteric, Exclusive, Luxman, Marantz, Micro Seiki, Uesugi, частично Denon, Pioneer, Victor, Yamaha).


Aiwa
1951

Как это ни странно, но первый в Японии кассетный магнитофон был выпущен именно Aiwa. Поэтому неудивительно, что дальнейшая специализация пошла в том же направлении — кассетные деки Mid- и Hi-Fi уровня, что впоследствии извратилось в музыкальные центры, магнитолы и прочую портативную аудиотехнику массового потребления. В техническом плане многие деки Aiwa были достаточно экстраординарными — особенно это касается дек с характерной надписью Craftsmanship на лицевой панели, что означает «мастерство», «искусная работа». Да и дизайн многих дек (особенно тех, что имели порожек, выступающий перед фронтальной панелью, на котором размещались элементы управления вполне уникален (например, AD-FF90). См. также Excelia.

За выдающиеся инновации

  • 1964 — Первый кассетный магнитофон Японии — TP-707P.
  • 1980 — Первая дека Aiwa с двумя ведущими валами и системой автоматического размагничивания головок ADS (Auto Demagnetizing System) — AD-F600. Возможно, что подобная система применялась только в деках Aiwa.
  • 1981 — Первая дека Aiwa c «бортовым компьютером», т.е. системой автоматической подстройки под любую ленту — AD-FF8.
  • 1982 — Один из первых бытовых ПКД в мире, на 100% собственная разработка Aiwa — DX-1000.
  • 1991 — Первая и, вероятно, единственная кассетная дека в мире с прямым цифровым входом (за которым стоял 18-битный ЦАП) и автоматическим закрыванием кассетоприемника при вложении в него кассеты — XK-S9000.


Akai
1929

Больше всего известны своими кассетными деками Mid- и Hi-Fi уровня и катушечными магнитофонами, хотя производили также и усилители, и ПКД, и ПВП, и акустику, и многое другое, включая видеомагнитофоны, о чем широкой публике известно значительно меньше. В 80-е годы дека GX-9 или GX-7 была заветной мечтой любого серьезного меломана СССР (точно так же, как сегодня BMW X6 является голубой мечтой всякого автомобилиста). Из кассетных дек наибольшее впечатление производят деки с откидывающимися лицевыми панелями (например, GX-F91) и множеством разноцветных индикаторов/кнопочек (например, GX-F90), хотя интересный дизайн был у многих дек Akai, особенно у более ранних моделей с нестандартными формами. Катушечные магнитофоны, коих Akai произвели немало, тоже вызывают достаточно сильные чувства, особенно легендарный GX-77. См. также Tensai.

За выдающиеся инновации

  • 1969 — Создание по собственной технологии износостойких стекло-ферритовых головок (откуда и префикс GX в номерах моделей — сокращение от Glass X'tal).
  • 1970 — Первая (из всего двух) дека в мире с автореверсом, выполняемым путем переворачивания кассеты, а не головки и не запуском ленты в противоположном направлении — CS-50D. Вторая дека в мире, в которой реализована похожая идея, — Nakamichi RX-505.
  • 1978 — Первая в мире дека с 4-х дорожечной головкой воспроизведения, что позволяет выполнять автореверс без переворота головки или кассеты — GXC-735D. Быстрая смена направления движения ленты происходит на основании определения инфракрасным датчиком прозрачного конца ленты, именуемого ракордом.
  • 1981 — Первая дека Akai с прямым приводом ведущего вала — GX-F95.
  • 1982 — Лучшая дека Akai (по мнению самой фирмы) — GX-F91.
  • 1986 — Усилитель с открытым контуром (Open Loop Circuit) — AM-A90.


Alpine
1967

Специализировались на car-аудио, но в 80-е производили также и кассетные деки, и усилители, и ПКД Mid- и Hi-Fi уровня, на многих из которых стоял смешанный логотип Alpine/Luxman, поскольку в 1984 году хозяин Luxman с расстройства продал контору Alpine Electronics. См. пример-1 и пример-2.


Alps
1948

Производитель высококачественных переключателей, потенциометров и т.п. для аудиоаппаратуры. Если в изделии обнаруживаются комплектующие Alps, то это — однозначно Hi-Fi высокого уровня.


Coral
Coral
195?

Производили, главным образом, динамики и акустические системы (см. немного истории), а также усилители и тюнеры. Один из единичных японских производителей, кто производил многополосные АС уже в 60-е годы (см. также Pioneer, Sansui и Victor).

  • 1970 — Самая мощная бытовая акустика начала 70-х — BX-multi1500.
  • 1979 — НЧ-динамик с диффузором из целлюлозы тутового дерева, по всем параметрам превосходящий аналогичные изделия с бумажными диффузорами Altec, JBL, Focal, TAD и пр. — 12L-44.
  • 1980 — Самая маленькая в мире акустика в корпусе Onken — FX-1.
  • 1985 — АС с самой большой в мире купольной СЧ-диафрагмой — DX-Eleven.

 
Denon
1910
Производили Hi-End

Одна из старейших японских компаний наряду с Hitachi, Matsushita Electric, NEC, Sharp и Yamaha. Производили всю гамму аудиотехники, в том числе в антураже Hi-End. В сегменте усилителей и ПКД очень старались не отставать от Accuphase — позолота, огромный вес, неземное качество сборки, гравировка, заоблачные цены и все такое. В части ПВП явно пытались конкурировать с Exclusive и Victor.

За выдающиеся инновации

  • 1964 — Первые японские компакт-кассеты, после появления которых Nakamichi решили стать производителем лучших кассетных дек в мире.
  • 1971 — Первый ПВП Denon с прямым приводом (аналог Technics SP-10) — DP-5000.
  • 1981 — Вторая дека в мире с 4-х дорожечной головкой воспроизведения, что позволяет выполнять быстрый автореверс без переворота головки или кассеты и запись в обоих направлениях — DR-L2. См. также аналогичные машины: Akai GXC-735D, Pioneer CT-980, TEAC V-R1 и похожее решение применено в Nakamichi Dragon.
  • 1981 — Первый в мире ПКД для профессионального использования — DN-3000FE. А вот первый бытовой ПКД Denon DCD-2000 был клонирован с Lo-D DAD-1000.
  • 1982 — Первые в мире АС с СЧ- и ВЧ-диафрагмами из бора — SC-A7.
  • 1983 — Первый бытовой ПКД полностью собственной разработки Denon — DCD-1800.
  • 1992 — Редкий случай кассетной деки с прямой загрузкой кассеты в горизонтально выдвигающийся кассетоприемник — DRS-810G.


Diatone
Mitsubishi Electric
1945
Производили Hi-End

Больше всего известны своими широкополосными динамиками и АС, хотя производили также и усилители, и ПКД, и ПВП, и кассетные деки, и т.д., причем весьма нетипового, оригинального конструктива/дизайна. Долгое время производили мониторную акустику для NHK — Diatone, собственно, и создавались как специальное подразделение Mitsubishi Electric для обслуживания NHK. Произвели также массу АС в антураже Hi-End — это практически все АС с двумя и более нулями в номерах моделей (пример-00, пример-000, пример-0000).

За выдающиеся инновации

  • 1947 — Первый в мире динамик с диафрагмой, представляющей собой не набор вложенных друг в друга и склеенных между собой бумажных конусов (как это делали в то время все и везде), а одиночный конус из бумаги Васи. Первый широкополосный динамик — P-62F.
  • 1958 — Первые мониторные АС для NHK — 2S-305.
  • 1960 — Широкополосный динамик для бытового применения, получивший культовый статус — P-610A.
  • 1977 — Первые в мире (конические) диафрагмы, имеющие в основе сотовую структуру.
  • 1979 — Первый в мире ПВП с вертикальным расположением пластинки — LT-5V.
  • 1982 — Один из первых бытовых ПКД в мире и самый дорогой ПКД первого поколения, на 100% собственная разработка Diatone — DP-101. Особо стоит отметить наличие пульта ДУ, которые в  то время были только у NEC CD-803 и Sony CDP-101. Более того, эти ПКД практически не производились серийно — в мире их всего несколько штук.

Fostex
1973

Компания, специализировавшаяся на производстве профессионального и полупрофессионального оборудования для студий, — преимущественно динамиков, включая широкополосные и супертвитеры.


Hitachi
1910

Одна из старейших японских компаний наряду с Denon, Matsushita Electric, NEC, Sharp и Yamaha. Аудиотехника с лейблом именно Hitachi предназначалась, главным образом, для внешних рынков и встречается довольно редко, поскольку поставлено ее было мало. Поэтому лучше см. Lo-D, а также Maxell.



JVC
1927

По спектру производившейся техники похожи на Panasonic, т.е. это практически вся бытовая электроника массового потребления — видеотехника, телевизоры, всевозможный Mid- и Hi-Fi для всего мира и т.п. Но в части аудио лучше cм. Victor. Кроме того, у JVC еще был бренд Nivico.

За выдающиеся инновации

  • 1955 — Первый массовый телевизор для японского рыка.
  • 1971 — Первый профессиональный видеомагнитофон.
  • 1974 — Первый в мире портативный цветной видеомагнитофон.
  • 1976 — Видеокассеты формата VHS, выигравшие войну с форматом Betamax (Sony).
  • 1978 — Первая в мире двухкассетная дека.


Kenwood
1981

Всевозможный Mid- и Hi-Fi для всего мира. Безотносительно того, что там пишет Википедия, Kenwood никогда не переименовывались в Trio и обратно. Более того, нынешняя фирма Kenwood появилась не отнюдь не в 1946, а в лишь в 1981 году в результате слияния старой японской фирмы Trio, основанной действительно в 1946 году, и американской Kenwood Electronics, основанной в 1961 году в Калифорнии. Фактически, Trio купили Kenwood со всей их продукцией и для большей успешности на американском и прочих рынках переименовались в Kenwood. Даже невооруженным взглядом видно, что продукция с лейблом Kenwood не очень-то похожа на продукцию с лейблом Trio, хотя формально они принадлежат одной фирме. Поэтому лучше рассматривать их как отдельные фирмы. См. также Trio.

За выдающиеся инновации

  • 1979 — Один из самых культовых ПВП за всю историю — Kenwood L-07D. Этому ПВП посвящен целый фанатский сайт. И, говорят, где-то есть некий человек, который скупает эту конкретную модель — якобы у него их уже несколько десятков.
  • 1983 — Не простой, а продвинутый клон одного из первых бытовых ПКД в мире — Kenwood L-03DP.


Kyocera
1959
Производили Hi-End

Название происходит от Kyoto Ceramics. Аудиотехника для этой фирмы была совершенно непрофильным товаром. И, тем не менее, Kyocera произвели несколько запоминающихся усилителей, ПКД и ПВП Hi-Fi уровня, получивших практически культовый статус. Отчасти потому, что в них использовались весьма специфические керамические элементы, обладающие особыми антивибрационными свойствами и прочностью стали, а отчасти потому, что техника выпускалась достаточно малым тиражом. Кроме того, дизайн у изделий Kyocera выполнен в лучших традициях Hi-End (пример).

За выдающиеся инновации



Luxman
1925
Производили Hi-End

Это было Hi-End еще тогда, когда такого понятия вообще не существовало. А может, именно они его и изобрели — способ продавать утилитарные и даже низкотехнологичные вещи за бешеные деньги путем обращения к извечному желанию человека ощущать себя исключительным — не зря название фирмы сложено из слов Luxury и Man, т.е. «человек в окружении роскоши». Достигалось это за счет воздействия на зрительный аппарат — качество отделки и сборки буквально парализует (см. также Accuphase). Кроме того, Luxman — единственная фирма, которая с завидным упорством производила ламповые усилители на всем протяжении своего существования. Логика очевидна — как известно, ламповые усилители являются одним из важнейших атрибутов Hi-End, их разработка стоит копейки, а продаются они за огромные деньги. Пожалуй, самое интересное в продукции Luxman — измерительные приборы, выпускавшиеся под брендом Luxkit. По очевидной причине техника Luxman имеет культовый статус и, за исключением продукции себе подобных (см. Accuphase, Esotec, Esoteric, Exclusive, Marantz, Micro Seiki, Uesugi, частично Denon, Pioneer, Victor, Yamaha), стоит намного дороже любого другого бренда.


Marantz
1953
Производили Hi-End

Японская компания с американскими корнями — третий крупный игрок в стиле Accuphase и Luxman на поле усилителей и ПКД. При этом, как ни странно, выпускали также и совершенно непопулярную в кругах толстосумов технику вроде кассетных дек, эквалайзеров и даже АС, НЧ-динамики которых имели довольно любопытные шестиугольные корзины (пример). См. также Esotec.

За выдающиеся инновации

  • 1981 — ПВП из стекла — TT-1000(L).
  • 1983 — Вторая кассетная дека в мире с автоматической подстройкой азимута (аналог Nakamichi Dragon) — SD-930. И если Dragon можно до сих пор купить без проблем (хотя и за немалые деньги), то SD-930 найти практически невозможно.

Matsushita Electric
Matsushita Electric
1918

Одна из старейших японских компаний наряду с Denon, Hitachi, NEC, Sharp и Yamaha. Гигантский (вероятно, самый большой в Японии) концерн, способный производить полностью самостоятельно абсолютно все. История и подробности деятельности — в книге Черная магия Мацуситы. Имел наибольшее количество торговых марок, под которыми выпускалась самая различная техника — от комплектующих до телевизоров, от Low-Fi до Hi-End — см. Technics, Panasonic, National, Ramsa, NAiS, Quasar.



Micro Seiki
1961
Производили Hi-End

Специализировались, главным образом, на тяжелых и очень дорогих ПВП в антураже Hi-End, хотя в свое время произвели также немного ПКД. Одни из первых, кто начал выносить мотор за пределы ПВП —  именно поэтому практически все современные, типа, «элитные» ПВП реализуются по точно такому же принципу. В соответствующих кругах продукция Micro Seiki имеет очевидный культовый статус — точно также как и продукция Accuphase, Luxman, Marantz. Обладание такой техникой указывает на состоятельность владельца, что существенно повышает его авторитет среди бабуинов.

За выдающиеся инновации

  • 1976 — ПВП без стола — DDX-1000.
  • 1983 — ПВП весом под 30кг и стоимостью 1,5 миллиона йен — SZ-1.
  • 1984 — ПВП весом более 130кг и стоимостью под 2 миллиона йен — SX-8000II.

 
Nakamichi
1948
Производили Hi-End

Специализировались на кассетных деках исключительно Hi-Fi уровня, хотя производили также и усилители, и ПКД, а, кроме того, два самых технически сложных ПВП в мире (см. ниже). Практически не пытались придать своей технике имидж Hi-End, если, конечно, не считать самую дорогую кассетную деку в мире стоимостью $6000 (причем это цена того времени, а не сегодняшняя). Общепризнанный эталон и технологический потолок кассетной записи — в соответствующих кругах деки Nakamichi имеют мега-культовый статус. Во многих деках Nakamichi применены решения, не имеющие аналогов у других фирм — перечислять все не хватит места, поэтому только основные.

За выдающиеся инновации

  • 1957 — Первый катушечный магнитофон Японии — Fidela 807.
  • 1969 — Первая японская фирма, получившая лицензию на использование системы шумоподавления Dolby.
  • 1973 — Гигантский технологический скачок: первая в мире кассетная дека c двумя ведущими валами, тремя раздельными головками, ручной подстройкой азимута записывающей головки по маячкам и чувствительности к разным типам лент, обеспечивающая максимально возможное и неслыханное дотоле качество записи на компакт-кассету — 1000 TriTracer. Да, это была не самая первая в мире дека с двумя ведущими валами (первой была Sony TC-2200) и не единственная дека с тремя головками (поскольку были еще Sony TC-6150SD и Lo-D D-4500), но это была первая в мире дека, которая позволяла делать записи, неотличимые по качеству от оригинала.
  • 1975 — Дека с одним из самых необычных дизайнов в мире — 600. Похожий дизайн имеет только выпущенная годом позже Yamaha TC-800GL.
  • 1978 — Изобретение насадки на головку воспроизведения, отводящей от ленты фетровую прижимную подушку (это стандартный элемент кассеты, прижимающий ленту к головке).
  • 1979 — Первая в мире дека с возможностью записи на вдвое меньшей скорости вплоть до 15кГц и автоматической подстройкой азимута записывающей головки — 680ZX.
  • 1979 — Первая в мире дека с полной ручной настройкой на любую ленту по двум частотам — 582.
  • 1981 — Самая дорогая кассетная дека в мире с золотым покрытием лицевой панели и элементов ЛПМ, корпусом из красного дерева, с полностью компьютеризированной системой настройки на любые типы лент (по 4-м частотам) и автоматической установкой азимута записывающей головки, которая стала абсолютной вершиной технологии записи на кассеты — 1000ZXL Limited Gold. По сути, это та же 1000ZXL, но в антураже Hi-End, за счет чего цена была почти в 3 раза выше.
  • 1981 — Первый ПВП в мире с автоматической центровкой пластинки, т.е. определением неточности расположения центрального отверстия (в микронах) и сдвигом оси вращения диска так, чтобы обеспечивалось полное отсутствие радиальных биений — TX-1000.
  • 1982 — Единственная в мире дека с прямым приводом обоих ведущих валов; первая в мире дека с автоматической подстройкой азимута воспроизводящей головки (вторая подобная дека — лишь Marantz SD-930); автореверс без переворота головки или кассеты (см. также Akai GXC-735D, Denon DR-L2, Pioneer CT-980); полностью ручная настройка на любую ленту — Dragon.
  • 1983 — Вторая в мире дека с автореверсом, который достигается переворотом кассеты, а не головки и не запуском ленты в противоположном направлении — RX-505. Первая в мире дека, в которой реализована похожая идея, — Akai CS-50D.
  • 1983 — Второй ПВП в мире с автоматической центровкой пластинки — Dragon CT (см. также TX-1000).
  • 1990 — Единственная в мире дека с возможностью подстройки азимута головки воспроизведения не отверткой через дырку, а ручкой, вынесенной на лицевую панель и снабженной детектором нулевого положения — Cassette Deck 1.


NEC
1899

Одна из старейших японских компаний наряду с Denon, Hitachi, Matsushita Electric, Sharp и Yamaha, практически неизвестная меломанам (если кто и знает NEC, то, в основном, как производителя комплектующих и телефонии). Как и для Kyocera, аудиотехника для NEC была неглавным, непрофильным товаром. И тем не менее, NEC произвели несколько впечатляющих усилителей и ПКД Hi-Fi уровня, ценящихся достаточно высоко.

За выдающиеся инновации

  • 1982 — Один из первых бытовых ПКД в мире, на 100% собственная разработка NEC — CD-803. Особо стоит отметить наличие пульта ДУ, которые в  то время были только у Diatone DP-101 и Sony CDP-101.
  • 1983 — Единственная в мире кассетная дека со встроенным 5-ти полосным эквалайзером, позволяющим коррекцию записи не только при воспроизведении, но и при записи — K-537.


Onkyo
1946

...информация в процессе сбора...



Pioneer
1938
Производили Hi-End

Всевозможный Mid- и Hi-Fi для всего мира c явным тяготением к понтам (т.е. имиджу Hi-End) и гигантизму. Большую популярность получили системы Pioneer, собираемые из компонентов с лицевыми панелями, выполненными из так называемого «ошкуренного алюминия» (brushed aluminium), благодаря чему их окрестили Silver Pioneer (т.е. «Pioneer в серебре») и возвели в культ. После коммерческого провала бренда Exclusive, Silver Pioneer продвигались как своего рода «доступный Hi-End» (см. также Sansui). И, хотя точно такую же технику «в серебре» производили далеко не только Pioneer, — ее полно и у Akai, и у Aurex, и у Denon, и у Technics, и у Trio, — но некий культовый «душок» почему-то исходит только от Pioneer. Другими популярными товарами Pioneer стали: оранжевая акустика с желто-оранжевыми диффузорами, на которых четко виднеется золотое тиснение FB (различные вариации на тему CS-E700), усилители так называемой референсной серии M-90 и С-90, а также очень оригинально исполненные M-22 и M-25, и, конечно же, ПВП PL-70 и PL-70LII в рояльном лаке. Pioneer были также одним из немногих производителей, кто делал кассетные деки с прямой загрузкой кассеты (пример) наравне с Yamaha и Sansui. Один из единичных японских производителей, кто производил многополосные АС уже в 60-е годы (см. также Coral, Sansui и Victor).См. также Exclusive и TAD.

За выдающиеся инновации

  • 1962 — Первая в мире система из раздельных компонентов — Pioneer были первыми, кому пришло в голову все делать отдельно, а не «в одном корыте».
  • 1978 — Первый ПВП Pioneer с тангенциальным тонармом — PL-L1.
  • 1979 — Лучшая кассетная дека Pioneer (по мнению самой фирмы), оснащенная «бортовым компьютером», т.е. системой автоматической подстройки под любую ленту AutoBLE (Auto Bias, Level & Equalization) — CT-A1.
  • 1980 — Первая дека Pioneer c сендастовой головкой собственной разработки — CT-970.
  • 1981 — Первая дека Pioneer с 4-х дорожечной головкой воспроизведения, что позволяет выполнять быстрый автореверс без переворота головки или кассеты — CT-980. См. также аналогичные машины: Akai GXC-735D, Denon DR-L2, TEAC V-R1 и похожее решение применено в Nakamichi Dragon.
  • 1981 — Единственный ПВП-полный автомат Pioneer с выдвижным столом — PL-88F.
  • 1981 — Первые в мире коаксиальные АС; единственные в мире 4-х полосные АС с квадратными диффузорами — S-F1 Custom. Квадратные диффузоры см. также у Sony/Esprit.
  • 1982 — Один из первых бытовых ПКД в мире, на 100% собственная разработка Pioneer — P-D1.
  • 1984 — ПКД P-D90 получает статус лучшего товара Японии 1984 года.
  • 1991 — Самый дорогой и тяжелый ПКД Pioneer в антураже Hi-End — PD-T09.


Sansui
1947
Производили Hi-End

Любопытная компания, выпускавшая технику уровня Mid- и Hi-Fi, но с большими претензиями на Hi-End (см. также Pioneer). Причем эти претензии касались, в основном, усилителей, коих они произвели неимоверное количество, и которые имеют буквально культовый статус во всем мире. В целом позиционировали себя как «доступный Hi-End». Чушь, конечно, полная, но работало — человек ведь слаб, и когда ему предлагают вписаться, типа, в элиту да еще бюджетненько, то кто ж откажется-то?! Производили также и ПКД, и ПВП, и ресиверы, и тюнеры, и даже АС. С АС Sansui ситуация особенно интересна: практически все их ранние модели 60-х и начала 70-х годов имеют характерные резные грили (крепятся к морде на шурупчиках), за которыми скрываются весьма странные композиции из динамиков с не менее странными фазоинверторами — мало у кого найдется что-то похожее. В 80-е годы Sansui произвели большое количество АС для внешних рынков, характерной особенностью которых стали огромные коротоходовые басовики, небольшая глубина корпусов, нагромождение динамиков и активное использование рупоров. Sansui были также одним из немногих производителей, кто делал кассетные деки с прямой загрузкой кассеты (пример) наравне с Yamaha и Pioneer. Один из единичных японских производителей, кто производил многополосные АС уже в 60-е годы (см. также Coral, Pioneer и Victor).

За выдающиеся инновации

  • 1981 — ПВП с технологией Silent Sychrorotor — XR-Q7.

Sanyo
1947

Производили технику почти исключительно уровня Low-Fi. Поэтому лучше см. Otto.

За выдающиеся инновации



Sharp
1912

Одна из старейших японских компаний наряду с Denon, Hitachi, Matsushita Electric, NEC и Yamaha. В наши дни компания больше известна как производитель плазменных панелей, проекторов, микроволновок, кондиционеров. А в былые времена Sharp славились своими магнитолами и геттобластерами, которые были заветной мечтой любого жителя СССР. Топ-модели, которые можно было найти в комисcионных магазинах, стоили как автомобиль и являлись признаком невероятной крутизны владельца (пример). Sharp также выпустили несколько музыкальных центров-магнитол с вертикальной загрузкой пластинки (номера моделей начинались с VZ), которые позволяли проигрывание пластинки с обеих сторон без ее переворачивания. А вот раздельные компоненты уровня Hi-Fi под лейблом Sharp почти не выпускались — для этого был создан бренд Optonica. Любопытный факт: одно время Sharp были едва ли не главным поставщиком лазеров для большого числа японских производителей, т.е. открой ПКД хоть Aurex, хоть Diatone, хоть Denon, хоть Kyocera и т.д. — там везде стоят лазеры Sharp.

За выдающиеся инновации

  • 1982 — один из первых бытовых ПКД в мире, на 100% собственная разработка Sharp — DX-3.
  • 198? — Музыкальный центр с ПВП с вертикальной загрузкой пластинки и возможностью проигрывания обеих сторон без переворачивания — VZ-V3 (для внешних рынков VZ-3000).


Sony
1946

Всевозможный Mid- и Hi-Fi для всего мира, нередко в антураже Hi-End. Неизменно высокое качество как сборки, так и отделки, что касалось даже изделий уровня Mid-Fi. Одни из немногих, кто производил АС с квадратными диффузорами (номера моделей начинаются с APM). См. также Esprit и Wega.

За выдающиеся инновации

  • 1970 — Первый ПВП Sony с прямым приводом (аналог Technics SP-10) — TTS-4000.
  • 1970 — Первая в мире дека с двумя ведущими валами — TC-2200.
  • 1973 — Одна из единичных кассетных дек того времени с тремя раздельными головками — TC-6150SD. Подобная конструкция была лишь в Nakamichi 1000 TriTracer и Lo-D D-4500.
  • 1976 — Одна из единичных фирм (наряду с TEAC и Technics), кто выпустил деку формата Elcaset — EL-7(B).
  • 1976 — Первые АС Sony с линейной фазовой характеристикойSS-G7. Первыми подобными АС в мире были Technics SB-7000.
  • 1978 — Первый ПВП Sony класса Bio-Tracer'ов — PS-B80.
  • 1979 — Самая тонкая (7см) кассетная дека в мире с прямой загрузкой кассеты в горизонтально выдвигающийся кассетоприемник — TC-K88.
  • 1980 — Вторая феноменально тонкая (8см) кассетная дека, причем с обычной загрузкой кассеты в «карман»  — TC-FX7.
  • 1982 — Один из первых бытовых ПКД в мире, на 100% собственная разработка Sony — CDP-101. Особо стоит отметить наличие пульта ДУ, которые в  то время были только у Diatone DP-101 и  NEC CD-803.


TEAC
1953

Сокращение от Tokyo Electro-Acoustic Company. Несколько необычная компания, во многих изделиях которой профессиональный функционал странным образом сочетается с имиджем Hi-End. Наибольшую известность получили как производитель исключительно надежных, «всеядных» ПКД, читающих любые диски, не менее надежных кассетных дек в достаточно уникальном дизайне (см. например, R-999X, V-1RX, V-R1, V-9) и катушечных магнитофонов, хотя производили также и усилители, и ПВП и даже акустику. См. также Esoteric, Tascam и Uesugi.

За выдающиеся инновации

  • 1972 —  — A-450.
  • 1973 — ПВП с прямым приводом на основе технологии Magnet Float (магнитный поплавок) — TN-400.
  • 1975 — Первый в мире катушечный магнитофон, оснащенный системой DBX, — A-7400RX.
  • 1976 — Одна из единичных фирм (наряду с Sony и Technics), кто выпустил деку формата Elcaset — AL-700.
  • 1978 — Лучшая кассетная дека TEAC (по мнению самой фирмы) — C-1.
  • 1980 — Идея делать кассеты в виде уменьшенной копии катушек, помещенных в кассетные корпуса — см. пример. Многие производители рекламировали свои кассетные деки именно с такими кассетами внутри — это вызывало у потребителя ассоциации с катушечными магнитофонами, которые, в свою очередь, ассоциировались с pro-техникой, т.е. с более высоким качеством. В те времена Hi-End почти не было и повышенный интерес логичным образом вызывали более высокие ТТХ, а не мишура.
  • 1980 — Единственная кассетная дека в мире, огромные индикаторы уровня которой имеют 6 цветов, за что дека получила прозвище «хамелеон» — V-9. Эта особенность не несет какой-то особенной смысловой нагрузки, но придает изделию неповторимый вид.
  • 1981 — Первая кассетная дека TEAC, оснащенная системой шумоподавления DBX, — V-1RX.
  • 1981 — Первая кассетная дека TEAC с 4-х дорожечной головкой воспроизведения, что позволяет выполнять быстрый автореверс без переворота головки или кассеты — V-R1. См. также аналогичные машины: Akai GXC-735D, Denon DR-L2, Pioneer CT-980.
  • 1982 — Кассетная дека мастер-класса — Z-6000.


Toshiba
1939

Аудиотехника с лейблом именно Toshiba предназначалась для внешних рынков, но встречается довольно редко, поскольку поставлено ее было мало. Поэтому лучше см. Aurex.



Trio
1946

Поначалу Trio были не фирмой, а лишь торговой маркой компании Kasuga Radio, основанной тремя братьями Kasuga (откуда, собственно, и происходит название бренда). В 50-е годы Kasuga Radio научились делать радиоприемники, намного превосходившие по качеству приема все остальные, — стимулом для этого послужило расположение компании в самом гористом районе Японии, где с радиоприемом всегда была масса проблем. В 1960 году Kasuga Radio переименовались в Trio Electronics, а уже в 1963 начались тесные взаимоотношения с американской Kenwood Electronics — далее см. Kenwood. Trio — в определенном смысле «народный» аудио-бренд Японии — заигрывания с Hi-End почти не было, в оформлении предпочтение отдавалось серебристым лицевым панелям. Произвели немало необычных аудио-компонентов, не имеющих аналогов у других фирм.


Yamaha
1897
Производили Hi-End

Одна из старейших японских компаний наряду с Denon, Hitachi, Matsushita Electric, NEC и Sharp. Всевозможный Mid- и Hi-Fi для всего мира. Также предпринимались попытки выпускать технику в антураже Hi-End — главным образом это касалось ПВП в духе Exclusive и ПКД (номера таких моделей начинаются с характерного префикса GT — сокращение от Gigantic & Tremendous, что скромненько так означает «громадный и потрясающий»). Многие топ-модели Yamaha выполнены без эстетических излишеств, в черном цвете, безо всяких золотых вензелей и т.п., что противоречит основным приемам Hi-End-гипнотизирования и несколько ослабляет визуальный эффект, производимый техникой.

За выдающиеся инновации

  • 1973 — Самый большой, условно широкополосный динамик в мире — JA-5004.
  • 1974 — Первые в мире АС с динамиками с напылением из бериллия — NS-1000M.
  • 1975 — Один из самых крутых предусилителей за всю историю домашнего аудио — C-1.
  • 1976 — Кассетная дека с одним из самых необычных дизайнов в мире, разработанным итальянским художником, — TC-800GL. Похожий дизайн имеет только Nakamichi 600.
  • 1977 — Первый в мире ПВП с тангенциальным тонармом — PX-1.
  • 1982 — Первая кассетная дека Yamaha с «бортовым компьютером», т.е. системой автоматической подстройки под любую ленту — K-2000.


ТОРГОВЫЕ МАРКИ
(т.е. просто некая бирка на продукции, а не отдельное самостоятельное производство)


Торговая марка
 
  Принадлежит Смысл создания, специализация Доп. инф.
A&D
1987

Akai & Diatone

В основном кассетные деки Hi-Fi уровня с намеком на Hi-End (о чем свидетельствовали боковые накладки а-ля «красное дерево», активное использование меди, экранирование трансформатора и т.д.), в которых «рука» Akai заметна намного больше, чем «рука» Diatone. Также замечены в производстве DAT-дек, ПКД и цифровых тюнеров. Но в целом из затеи ничего не вышло, поскольку а) в религии Hi-End кассеты вообще не предусмотрены — крутаны-пузаны на кассеты не пишут, и б) Akai — явно не роскошно-аудиофильская фирма в смысле репутации.


 
Alpage  

Alpine

Бренд для Европы.


 
Aurex
 

Toshiba

Всевозможный Hi-, Mid- и даже Low-Fi для Азии. Лучшие образцы имели на лицевой панели характерную гравировку. Дизайн техники, по большей части, довольно аскетичен и непритязателен.

За выдающиеся инновации

  • 1975 — Единственный в мире ПВП с корпусом из искусственного мрамора, обладающего высокими антирезонансными свойствами, — SR-370D.
  • 1975 — Единственные в мире АС с лицевыми панелями из искусственного мрамора — SS-370S.
  • 1977 — Внедрение системы шумоподавления собственной разработки ADRES (Automatic Dynamic Range Expansion System), не уступающей DBX.
  • 1977 — Вторая портативная кассетная дека в мире с тремя раздельными головками — PC-4280. Первая — Lo-D D-150.
  • 1978 — Первая дека Aurex, в которую была встроена система ADRES, — PC-X80AD.
  • 1978 — АС в корпусах особой скругленной формы, которые позволяли минимизировать влияние стоячих волн, возникающих в любом закрытом объеме, — SS-L8S.
  • 1979 — Единственный в мире ПВП с корпусом из металла весом 43кг — SR-M99 (см. также здесь и здесь).
  • 1980 — Первый усилитель Aurex с системой Clean Drive — SB-Λ77.
  • 1982 — Один из первых бытовых ПКД в мире, на 100% собственная разработка — XR-Z90
  • 1982 — Единственные АС Aurex с плоскими динамиками — SS-F90.

 
Columbia
 

Denon

Довольно древний, если не сказать античный Low-Fi сугубо для Японии.


 
Esotec
Производили Hi-End

Marantz

Элитный бренд для толстосумов, т.е. техника в антураже Hi-End. К качеству звучания это не имеет никакого отношения — просто способ продавать аудиотехнику за очень большие деньги. C аналогичным смыслом были созданы бренды Esoteric, Esprit, Exclusive, Uesugi. Начали все это Luxman, Accuphase подхватили, а дальше пошло-поехало.


Esoteric
Производили Hi-End

TEAC

Элитный бренд для толстосумов, т.е. техника в антураже Hi-End. К качеству звучания это не имеет никакого отношения — просто способ продавать аудиотехнику за очень большие деньги. C аналогичным смыслом были созданы бренды Esotec, Esprit, Exclusive, Uesugi. Начали все это Luxman, Accuphase подхватили, а дальше пошло-поехало.


 
Esprit
 

Sony

Задумывался как элитный бренд для толстосумов (т.е. техника с качеством отделки и сборки а-ля Luxman или Accuphase), но, в отличие от тех же Esotec, Esoteric или Exclusive, чисто внешне на Hi-End не тянет. Да, сделано очень добротно — как, впрочем, и все у Sony, — но очковтирательства, т.е. роскошности явно не хватает. Однако бренд просуществовал с 1979 по 1987 год — успех был достаточно средним, но, во всяком случае, лучше, чем у более роскошного Exclusive.

За выдающиеся инновации

  • 1979 — Первые в мире АС с квадратными диффузорами; единственные в мире 4-х полосные АС с квадратными диффузорами на основе сотовой структуры; НЧ-диафрагма приводится в движение 5-ю синхромагнитами — APM-8. См. также Pioneer S-F1 Custom.

Excelia
 

Aiwa

Кассетные деки Hi-Fi с довольно мутным намеком на Hi-End. Из затеи ничего не вышло, поскольку а) в религии Hi-End кассеты вообще не предусмотрены — крутаны-пузаны на кассеты не пишут, и б) внешний вид на Hi-End совсем не тянул.

За выдающиеся инновации

  • 1987 — Первая в мире DAT-дека — XD-001.

 
Exclusive
Производили Hi-End

Pioneer

Элитный бренд для толстосумов, т.е. техника в антураже Hi-End. К качеству звучания это не имеет никакого отношения — просто способ продавать аудиотехнику за очень большие деньги. Просуществовал с 1975 по 1988 год. Под этим брендом Pioneer пытались выпускать технику с качеством отделки и сборки а-ля Luxman или Accuphase. Но при всей внушительности дело не пошло — продать мало что удалось.


Lo-D
 

Hitachi

Всевозможный Hi-, Mid- и даже Low-Fi для Азии.

За выдающиеся инновации

  • 1968 — Изобретение особых подвесов Gathered Edge («гармошка»), впервые примененных в ставших культовыми АС HS-500.
  • 1973 — Одна из единичных кассетных дек того времени с тремя раздельными головками — D-4500. Аналогами были лишь Sony TC-6150SD и  Nakamichi 1000 TriTracer.
  • 1975 — Первые напольные АС с ASW (Acoustic Super Woofer) — HS-1400. Принцип действия см. на рисунке.
  • 1976 — Первая в мире портативная кассетная дека с тремя раздельными головками — D-150.
  • 1976 — Первые в мире 3-х полосные АС с цельнометаллическими диффузорами — HS-530.
  • 1978 — Первая АС Lo-D с плоскими диффузорами, высотой под 2м, стоимостью под 2 миллиона йен, вес вообще неизвестен — HS-10000. Серийно не производились — существует лишь несколько экспериментальных образцов.
  • 1979 — Вторая АС Lo-D с плоскими диффузорами, высотой 1,2м, весом 90кг — HS-5000. Фактически также не производились серийно.
  • 1979 — Первая дека Lo-D с «бортовым компьютером», т.е. системой автоматической подстройки под любую ленту ATRS (Automatic Tape Response System) и отсоединяемым пультом ДУ — D-5500M. Самая дорогая дека производства Lo-D.
  • 1979 — Прямоприводный ПВП с 4-х битным бортовым микрокомпьютером — HT-860BC.
  • 1980 — ... — TU-1000.
  • 1980 — Первые АС Lo-D с плоскими диффузорами, производившиеся серийно и положившие начало целой линейке, — HS-90F.
  • 1981 — Ответ Lo-D первому в мире ПВП Technics SL-10 размером с пластинку — HT-L70.
  • 1982 — Самый первый бытовой ПКД в мире, по образцу и подобию которого было сделано рекордное число клонов, — DAD-1000.
  • 1984 — Первый в мире ПКД с раздельными транспортом и ЦАПом — DAP-001 + HDA-001.

 
Maxell
1960

Hitachi

Производитель батареек и носителей информации (кассет, дискет и пр.). Сокращение от Maximum Capacity Dry Cell.


NAiS
 

Matsushita Electric

Реле, программируемые контроллеры и что-то в этом роде.
 
National
 

Matsushita Electric

Главным образом, бытовая техника для японского рынка. Также выпускали телевизоры, рации, радиоприемники, портативные магнитофоны, музыкальные центры серии «все в одном корыте», примитивные кассетные деки и прочий Low-Fi, а также всевозможные прибамбасы для аудио и батарейки. Один из немногих производителей культовых магнитол-геттобластеров уровня Sharp, но не огромного, а среднего размера.


 
Nivico
 

JVC

Бренд, одно время использовавшийся JVC для внешних рынков. Сокращение от Nippon Victor Company.


 
Optonica
1974

Sharp

Если под торговой маркой Sharp выпускались хоть и высокого класса, но, главным образом, все-таки геттобластеры (магнитолы, бумбоксы и т.п.), то под брендом Optonica — компонентный Mid- и Hi-Fi для Азии. Некоторые модели Optonica буквально пленяли зрителя невероятным обилием кнопочек и переключателей — потребитель ведь обожает, когда, скажем, пульт ДУ от какой-нибудь срани похож на приборную панель гражданского авиалайнера.

За выдающиеся инновации

  • 1975 — АС с ленточным ВЧ-излучателем толщиной 8мкм, размерами 58х7,5мм и весом 10мг  — CP-5000.
  • 1979 — Кассетная дека с самым большим числом кнопок и переключателей на лицевой панели — RT-9.

Otto
 

Sanyo

Если под торговой маркой Sanyo выпускалась техника почти исключительно уровня Low-Fi, то под брендом OTTO — главным образом, Mid- и Hi-Fi для Азии. OTTO расшифровывается довольно любопытно — как Orthophonic Transistorised Technical Operation, т.е. Аутентичное воспроизведение звука с помощью транзисторной техники. И хотя бренд OTTO не блещет качеством сборки и, особенно, отделки, и практически неизвестен потребителю за пределами Японии, на его счету немало инноваций.

За выдающиеся инновации

  • 1974 — Первая в мире кассетная дека с прямым приводом ведущего вала — RD-4600.
  • 1976 — АС с линейной фазовой характеристикой, НЧ-диффузорами из вспененного никеля, покрытого алюминиевой фольгой, СЧ-диффузорами из сапфира, которые тщетно пытались клонировать в СССР (см. п.4 здесь) — SX-P1.
  • 1978 — Первый в мире интегральный усилитель с импульсным блоком питания — DCA-V3.

 
Panasonic
 

Matsushita Electric

Бытовая электроника массового потребления — видеотехника, телевизоры, камеры, телефоны, бытовая электроника, не претендующая на отношение к Hi-Fi, и пр.


 
Quasar
 

Matsushita Electric

Дешевая бытовая электроника сугубо для рынка Северной Америки.


 
Ramsa
 

Matsushita Electric

Профессиональная аудиотехника (пример).


 
TAD
 

Pioneer

Типа, элитные динамики. Сокращение от Technical Audio Devices.


 
Tascam
 

TEAC

Профессиональная и полупрофессиональная аудиотехника.


Technics
Производили Hi-End

Matsushita Electric

Всевозможный Low-, Mid- и Hi-Fi для всего мира. Огромное (если не самое большое) количество инноваций и изделий, не имеющих аналогов у других фирм. Перечислять все не хватит места — поэтому только основные.

За выдающиеся инновации

  • 1970 — Первый в мире ПВП с прямым приводом — SP-10.
  • 1973 — АС с самой большой подвижной катушкой — SB-1000.
  • 1975 — Первые АС в мире с линейной фазовой характеристикой и динамиками из кевлара — SB-7000.
  • 1975 — Единственная в мире двухблочная кассетная дека — RS-9900US.
  • 1976 — Одна из единичных фирм (наряду с TEAC и Sony), кто выпустил деку формата Elcaset — RS-7500U.
  • 1977 — Единственная в мире 5-ти полосная АС с линейной фазовой характеристикой, высотой под 2м, весом под 200кг, с 4-мя НЧ-динамиками и возможностью регулировать посадку динамиков по глубине — SB-9500.
  • 1977 — Один из самых крутых предусилителей за всю историю — SU-A2. И самый дорогой. Фактически, он не производился серийно — их во всем мире штук 10, не больше.
  • 1977 — Единственные в мире 3-х полосные АС с линейной фазовой характеристикой и двумя рупорами — SB-10000.
  • 1978 — Единственные в мире 4-х полосные АС с линейной фазовой характеристикой и двумя рупорами — SB-E500.
  • 1979 — Первые в мире АС с плоскими диафрагмами на основе сотовой структуры — SB-7 (см. также Diatone).
  • 1979 — Единственные в мире 4-х полосные АС с линейной фазовой характеристикойSB-8000.
  • 1979 — Первый в мире ПВП размером с пластинку — SL-10.
  • 1979 — Единственная в мире дека с полностью механическим автореверсом — RS-M68.
  • 1981 — Единственные в мире 4-х полосные АС с плоскими динамиками на основе сотовой структуры — SB-M1.
  • 1986 — SL-P1200.
  • 1986 — Первая в мире коаксиальная акустика с плоскими диффузорами на основе сотовой структуры — RX-50. Все остальные модели принадлежат также Technics.
  • 1987 — АС с плоскими излучателями уникальной конструкции — SB-AFP1000.

 
Tensai   Akai

Бренд для Европы.


 
Uesugi
Производили Hi-End

TEAC

Элитный бренд для толстосумов, т.е. техника в антураже Hi-End. К качеству звучания это не имеет никакого отношения — просто способ продавать аудиотехнику за очень большие деньги. C аналогичным смыслом были созданы бренды Esotec, Esoteric, Esprit, Exclusive. Начали все это Luxman, Accuphase подхватили, а дальше пошло-поехало.


 
Victor
Производили Hi-End

JVC

Всевозможный Mid- и Hi-Fi для Азии, в том числе в Hi-End антураже. В плане спектра и количества произведенной техники могут быть поставлены в один ряд с Denon и Pioneer. Наибольшую известность получили, пожалуй, ПВП Victor, номера моделей которых начинаются с QL-A или QL-Y, — их дизайн призван вызывать те же чувства, что и Pioneer PL-70 или, скажем, Denon DP-75M. Усилители Victor выполнены в самом разнообразном дизайне — есть среди них похожие и на продукцию Exclusive, и на Luxman, и на Esprit, и на Diatone, и на Pioneer. Victor также произвели огромное количество кассетных дек весьма высокого уровня, особенностью многих из которых был прямой привод ведущих валов и, как следствие, чрезвычайно низкая детонация. Отдельной строкой стоит упомянуть АС модельного ряда Zero, в большинстве которых использованы ленточные ВЧ-излучатели, работающие до 100КГц (см. также Technics). К огромному сожалению, большим недостатком АС этой серии, можно сказать, ахиллесовой пятой стали подвесы НЧ-динамиков, которые со временем рассыпаются. Как это ни странно, в отличие от техники большинства других мощных производителей, ассортимент техники Victor на вторичных рынках весьма ограничен, что делает ее редким, а потому желанным гостем в домах меломанов — всегда приятно обладать тем, что трудно достать. Один из единичных японских производителей, кто производил многополосные АС уже в 60-е годы (см. также Coral, Pioneer и Sansui).

За выдающиеся инновации

  • 1974 — АС с 5-ю шишковидными выростами на НЧ-динамике — SX-7.
  • 1975 — Первая портативная дека — KD-3.
  • 1976 — АС с корпусами системы PSCS — JS-55.
  • 1976 — АС с коаксиальными динамиками — S-777.
  • 1977 — Первая кассетная дека с системой шумоподавления собственной разработки ANRS (Automatic Noise Reduction System) — KD-95SA.
  • 1979 — Первый усилитель Victor «класса» Super AA-X9.
  • 1979 — ... — QL-Y7.
  • 1980 — Единственные АС Victor с плоскими диффузорами — Zero-7.
  • 1981 — Первые в мире АС с керамическими диффузорами — Zero-1000.

 
Wega
1975

Sony

Изначально старая немецкая фирма (основана в 1923), которая была куплена Sony и превращена в бренд Sony для Европы. Еще одним интересным фактом, касающимся Wega, является то, что на нее работал небезызвестный Хартмут Эсслингер — крупный специалист в области промышленного дизайна и «крестный отец» дизайна Apple.

В начало

Как Technics пытались помахать елдой перед Nakamichi

В последнее время участилась ситуация, когда некий гнус дает где-то ссылку сюда и приписывает, что, мол, «частично согласен» или «со многим согласен». Бля, ну неужели кто-то становится умнее? Нихуя подобного. Ща объясню. Я с гораздо большей симпатией отношусь к тараканам, которые убегают отсюда захлебываясь блевотиной и проклятиями в мой адрес. Человек, который не понял тут вообще нихуя — обычный калека. Ему нужно давать инвалидность даже не по потере мозга, а по отсутствию такового с рождения. Тем более, что сейчас это обычное явление. А вот тех, кто, типа, «Ну-у-у, с чем-то согласен, но конечно не со всем!» нужно просто зарубать нахуй саперной лопаткой.

Блядь, нельзя быть беременным наполовину. Ты уж лучше будь калекой — какой с калеки спрос?! А когда ты, сраный даун, заикаешься о каком-то там частичном согласии, то ты просто ебешь скотобазе мозги. Либо ты согласен тут со всем, либо ни с чем. Все понял? Пшелнах.