Справочник по производителям аудиотехники в Японии Акустические системы Виниломания Проигрыватели виниловых пластинок Запись на магнитную ленту Усилители Проигрыватели компакт-дисков Измерения, расчеты, теория Средства коррекции звукового поля

  Как увлекаться аудио правильно Мои коллекции   Сделай сам Моя коллекция аудиотехники Перлы идиотов Ссылки Кабинет доврачебной помощи О сайте

FAQ по виниловодству


[По мере вспоминания вопросов, задававшихся мне в разное время, статья, возможно, будет дополняться. Также очень рекомендую проштудировать статью Как извлечь из виниловой пластинки максимум, в которой обсуждаются вопросы хранения, ухода (из жизни нах), борьбы с дефектами и засирания иголок.]


Слушай сюда!Как выбрать проигрыватель виниловых пластинок?

[Если ты — продвинутый дрочер, который уже имеет некий начальный опыт баловства с пипиской и винилом, то тебе, скорее всего, лучше пройти сюда. Если же ты в этом деле совсем новичок, то иди вымой дырку и просто читай дальше.]

Иногда этот вопрос принимает чуть более конкретную форму: «Предлагают купить... /некую модель ПВП/ — что скажете?». Или так: «Рассматриваю модели А, Б и В — какую выбрать?».

В свое время мне очень часто присылали письма примерно следующего содержания: «Имею систему... /идет перечисление в столбик всех моделей, включая кабели/». И после всего этого — сакраментальный вопрос: «Что скажете?» или «Что думаете?». Ёб твою мать, или как бы это повежливее сказать... Представь себе, что я приду к тебе с вопросом: «Слушай, паря, я тут купил себе обогреватель Ariston — чо скажешь, а?». Ёпта, да что ж тут сказать-то можно?! Работает? Воздух греет? Вот и славно — грейся! Это ж бытовая техника!

С «комплектами аппаратуры», равно как и с отдельными компонентами, к которым, очевидно, относятся и ПВП, ситуация точно такая же. Вопрос «Что ты думаешь о модели такой-то?» — это вопрос дебила. Вся промышленно выпускаемая бытовая техника делается в соответствии со стандартами и, прежде чем попасть на прилавок, проходит ОТК. Поэтому со своими главными задачами она вся (понимаешь, вся-а-а?!) справляется одинаково хорошо. Все ПВП, ПКД, предварительные усилители, усилители мощности и пр. воспроизводят музыку с абсолютно неразличимым качеством.

Просто каждая фирма очевидным образом хочет, чтобы потребитель покупал именно ее технику. Ну, ты бы тоже хотел того же, если бы производил подобную хуйню — скажешь нет что ли?! И как же склонить покупателя, стоящего в растерянности с разинутым ебалом перед двумя-тремя десятками однотипных, да при этом еще и совершенно одинаковых «по звуку» устройств (в данном случае пусть это будут ПВП) к сожительству, т.е. выбрать продукт именно фирмы N? Правильно — наделить свою продукцию вымышленными, несуществующими свойствами и «поэтическими» характеристиками, якобы присущими только изделию фирмы N. А дальше все как у Пушкина: «Ах, обмануть меня нетрудно — я сам обманываться рад!». Уж если человек при полностью неизменном комплекте аппаратуры искренне верит в то, что в звучании что-то там меняется (подробнее см. здесь в рамочке), то такого идиота можно убедить в чем угодно.

Поэтому ответ на вопрос «Как выбрать проигрыватель виниловых пластинок?» очень простой: не надо ничего выбирать. В том смысле, что не надо ожесточенно чесать репу, собирать в кучу чьи-то сраные мнения, чего-то там анализировать (от слова «анал») и, таким образом, типа, выбирать. Блядь, просто купи то, что тебе нравится по дизайну и доступно по деньгам — и не парься.

Слушай сюда!Какой ПВП лучше — с пассиком или с прямым приводом?

См. 10-й миф в статье Мифы о виниле.

Слушай сюда!Какой проигрыватель лучше — обычный (с прямым или S-образным тонармом) или тангенциальный?

Для так называемого «звучания» — похую. Все едино. В целом, ПВП с обычными тонармами менее прихотливы (если угодно, более отказоустойчивы), поскольку в них мало электроники и, как правило, нет пассиков, которые могут задубеть, растянуться или просто рассыпаться. Другими словами, звук ты из такого проигрывателя, скорее всего, получишь даже в том случае, если в нем что-то наебнётся (кроме привода, разумеется). Тангенциальные ПВП устроены довольно сложно и если ломаются, то это, образно говоря, надолго.

Слушай сюда!Насколько велики будут улучшения в звучании, если я продам квартиру и куплю что-то из этого?

Самое главное во всем этом — четко понимать, что «по звуку» (или как исступленно лезут одной рукой в душу, а другой рукой в трусы на аудиофорумах: «Ну, как она по звуку? Расскажи, а-а-а-а?!») все вертушки абсолютно одинаковы — нечего рассказывать совершенно.

Если вертушка исправна, отлажена, смазана, имеет нерастянутый пассик (а еще лучше прямой привод), установлена на нормальную, ровную, невибрирующую поверхность, то что Micro Seiki SX-8000 за миллион чего-нибудь и весом 160кг, что какой-нибудь пластиковый Technics SL-3 за 5000 рублей — разницы нет вообще никакой. С точки зрения именно звучания. С точки зрения понтов, понятное дело, есть разница. С точки зрения функционала может быть разница. С точки зрения коллекционной редкости однозначно есть разница. А вот звучание к имени производителя, номеру модели, весу и стоимости никакого отношения не имеет.

Слушай сюда!Почему же тогда люди стремятся покупать топовые модели?

Причина, по сути, одна — стимуляция ЧСВ.

  1. Прежде всего, топовые аппараты всегда стоят дорого — повышение ЧСВ через «я могу себе это позволить, а ты — нет». Опять же, при необходмости продажи за топовый аппарат можно получить больше денег, чем за нетоповый.
  2. Топовые аппараты по-любому больше ценятся в аудиофильской среде, чем нетоповые — поэтому вероятность быстрой продажи (а не сидения в засаде на покупателя годами) существенно выше.
  3. Далее, топовые аппараты, как правило, имеют лучшие ТТХ — повышение ЧСВ через «у меня тачка разгоняется с места до 100 км/ч за 5с, а у тебя — за 10с». И насрать на то, что это никому и никогда в реальной жизни не пригодится.
  4. Наконец, топовые аппараты, как правило, делаются массивными и солидно выглядящими — повышение ЧСВ через «большому кораблю — большое плавание».

Если же у человека ЧСВ отсутствует (как у меня, например), то картина следующая: топовые проигрыватели винила вызывают реальный трепет (качеством своего изготовления, формами, механизмами) и стоят бешеных денег. Но к их звучанию это никакого отношения не имеет — просто прикольная «мебель».

Слушай сюда!Правда ли, что по-настоящему винил раскрывают только проигрыватели Thorens?

Для тех, кто не в курсе, поясняю: когда говорят о «легендарных» Торенсах, то обычно имеют ввиду что-то такое:

Thorens TD-124 Thorens TD-150

Thorens TD-224

Ну, а правда в этом — только то, что действительно есть целая (виртуальная) секта упырей, дрочащих на изделия этой конкретной фирмы. Вообще, само понятие «проигрыватель раскрывает» (чего-то там) — это идиотизм, с которым мало что сравнится. Проигрыватель виниловых пластинок принципиально не может ничего раскрывать — он просто крутит диск (причем с постоянной скоростью в отличие от проигрывателя компакт-дисков), по которому как хуй по стекловате волочится алмазная иголка. И на этом — все, пизда. Охватывающие мозг аудиофилов навязчивые идеи вроде разницы в «звучании», якобы обнаруживаемой ими в различных столах (типа, деревянный звучит деревянно, стеклянный — стеклянно и т.д.) или тонармах и, как следствие, мания бесконечных апгрейдов, без сомнения относятся к сфере клинической психиатрии.

Устройство воспроизведения винила — это, по сути, крайне простое изделие. От ПВП требуется, в сущности, всего 2 вещи — обеспечивать максимально стабильную скорость вращения диска и передавать как можно меньше вибраций на иглу (через стол и через тонарм). И, к прискорбию всех психических, все — больше никаких сверхзадач Станиславского.

Слушай сюда!Как правильно настроить проигрыватель винила?

В аудиофильских кругах считается, что правильная настройка ПВП — это, блядь, пиздец какая сложная процедура, требующая многочасовой ебли, охуенного старания, умения, таланта и всего такого прочего. Типа, не дай божок чего-то там не соблюсти или пропустить «настройку» какого-то параметра — всё нах, «нормального» звука не будет. В интернете болтается масса длиннющих статей, написанных очевидными дегенератами-графоманами, о том, как, блядь, совершать этот безумный обряд. В реальности же все это — полнейшая хуйня, туалетная срань и энцефалитная блевотина. Ибо большинство проигрывателей (кроме всякой экзотики) настраиваются буквально «на раз» в течение 10-15 минут. А многие ПВП так и вовсе не подразумевают никакой настройки.

Что вообще означает выражение «настройка проигрывателя виниловых пластинок»? Эта несложная процедура состоит всего из четырех базовых операций:

  1. Сделать так, чтобы диск ПВП крутился по возможности строго горизонтально. Обычно это достигается банальным подкручиванием ножек, а контролируется обычным уровнем, который кладется на диск под разными углами. Если ножки не предполагают их вывинчивания (а такое встречается сплошь и рядом), то тогда тебе придется как-то выровнять поверхность, на которой стоит вертак.
  2. Отрегулировать скорость вращения диска — для этого есть соответствующие ручки-колесики и стробоскоп, по которому нужно следить за тем, чтобы метки в определенном ряду стояли неподвижно. Если проигрыватель прямоприводный (Direct Drive) и c кварцевой стабилизацией скорости (Quartz), то скорость там регулируется автоматически.
  3. Как правильно подключать провода к головкеПравильно прикрутить звукосниматель (в просторечье: головку) к картриджу — базовая схема показана на рисунке справа — и одеть на него сзади 4 проводка в правильном порядке.

    Суть правильности заключается в следующем: головку в картридже можно выдвинуть вперед, а можно отодвинуть назад — посадочные гнезда это позволяют. А точное местоположение иглы X, которое составляет десятки миллиметров (обычно около 50) определяется по специальному лекалу (в международной терминологии — overhang gauge), которое либо прикладывается к снятому картриджу, либо кладется на диск (одевается на ось) в виде некой системы меток, а коррекция производится уже с одетым на тонарм картриджем. Значение X зависит от конкретного тонарма. Если лекала по какой-то причине нет (типа, проёбано), можно поставить головку в некое среднее положение — никакой драмы не будет. В любом случае, ничего сложного в этой процедуре нет — требуется простая аккуратность.

    Как правильно подключать провода к головкеДалее, на любой головке возле каждого контактного шпенька есть либо буквенная метка, либо цветовая — аккуратно одень пинцетом цветные провода картриджа так, как показано на рисунке, и вуаля!
  4. Установить картридж с головкой в ПВП и подготовить к использованию. Для этого нужно а) отбалансировать тонарм «в ноль», б) установить прижимную силу, в) установить антискейтинг (если имеется) и г) выставить высоту посадки базы тонарма (если такая регулировка имеется).

А) Балансировка тонарма — это очень простая задача — вращая противовес на другом конце тонарма, добиться парения иголки над пластинкой, т.е. иголка должна висеть в 1-2 мм от поверхности пластинки, не касаясь ее. При легком дуновении сбоку тонарм должен легко двигаться над пластинкой. Микролифт, естественно, должен быть опущен. После этого необходимо очень аккуратно совместить ноль (0) легкого (обычно пластикового) кольца с метками с продольной риской, нанесенной на трубку тонарма, после чего убедиться в том, что балансировка не нарушилась.

Б) Аккуратно повернуть груз по часовой стрелке (если смотреть на тонарм сзади; кольцо будет вращаться вместе с грузом) до того момента, пока отметка 1.2 на пластиковом кольце не совместится с продольной риской на трубке тонарма. Прижимная сила в этом случае составит классические 1.2 грамма, рекомендуемые для большинства головок.

Иногда на конце тонарма стоит не вращающийся груз, а ползающий по рельсу брусок, фиксирующийся винтом. Тогда прижимная сила регулируется отдельным грузиком, ползающим по трубке тонарма. Но суть дела от этого не меняется — сначала отбалансировать тонарм с картриждем, установив прижимную силу в ноль, зафиксировать винтом, а затем сместить грузик в положение 1,2.

В) Антискейтинг, т.е. противодействие скатывающей силе, действующей по направлению к центру пластинки, обычно выставляется равным прижимной силе. Если проигрыватель оснащен пружинным антискейтингом, то в этом случае на постаменте тонарма есть соответствующее колесико с метками. Если проигрыватель оснащен рычаговым антискейтингом (пример 1 или пример 2), то на оси, по которой ползает грузик, таже есть метки-засечки (обычно с шагом 0,5г, причем первая засечка соответствует 1г). А бывают проигрыватели вообще без антискейтинга.

Г) Ряд проигрывателей винила позволяет регулировку тонарма по высоте, для чего есть соответствующие фиксирующие и подъемно-спусковые винты или вращающиеся кольца расположенные в самом основании поворотной базы тонарма. Если к проигрывателю есть инструкция, то там все написано. Если же инструкции нет, то оптимально выставить высоту базы так, чтобы при посадке иглы на пластинку (не на голый мат!) тонарм был ей параллелен, либо острый угол наклона не превышал ~5-10°.

Безусловно, встречаются и весьма экзотические конструкции тонармов, но в целом везде все одно и то же. Многие проигрыватели-автоматы вообще не позволяют никаких настроек, т.к. рассчитаны на работу только с определенными картриджами (в основном T4P), и все уже настроено заранее на заводе.

См. также простое Руководство по настройке типичного ПВП

Слушай сюда!Как проверить правильность работы механизма антискейтинга?

Антискейтинг — это не механизм, а, по сути, просто пружинка или рычаг с заданными свойствами. А правильность работы пружины особо не проверишь. На звучание антискейтинг не влияет никак. Он влияет только на прохождение иглой различных выбоин и, может быть, на неравномерность износа иглы. Поэтому беспокоиться тут вообще не о чем. Есть ПВП вообще без антискейтинга —  и ничего.

Слушай сюда!Какой мат лучше — фетровый или резиновый?

Лучше, конечно мат семиэтажный — чирик-пиздых-хуяк-куку. Ну, а если серьезно, то все винтажные ПВП, включая супердорогие, имели резиновые маты. Видимо, неспроста. В любом случае, на звучание пластинки мат не оказывает никакого слышимого влияния. Но если уж очень хочется заморочиться на эту тему, то найди что-нибудь эдакое (измерения охуительных улучшений скачай отсюда — flyer в секции Downloads).

Слушай сюда!На что лучше ставить ПВП?

В среде адептов виниловых пластинок широко распространено мнение о том, что ПВП нужно устанавливать на некую охуенно массивную тумбу, стойку, засыпанную дробью, песком или чем-то типа того, а еще лучше — на отдельную полку, прихуяченную к капитальной стене дома. Могу дать страждущим еще одну рекомендацию — поставить проигрыватель винила себе на хуй. Кстати, на нем же можно крутить пластинки.

Слушай сюда!Что делать, если игла прыгает?

«Игла прыгает» означает одно из двух — в каком-то месте пластинки происходит проскок иглы вглубь, т.е. на дорожку, которая находится ближе к яблоку (и, соответственно, продолжение воспроизведения, но с потерей части фонограммы) или, наоборот, застревание с постоянным отскоком назад — на более внешнюю дорожку (в этом случае происходит бесконечное повторение одного и того же фрагмента фонограммы). Что делать — см. 8-й миф в статье Мифы о виниле.

Слушай сюда!

Нужно ли обрабатывать пластинки антистатической жидкостью и что вообще делать со статикой?

Нужен ли клэмп?

Чем чистить пластинки от пыли?

Нужно ли мыть пластинки?

Что можно сделать с покоробленной пластинкой?

Нужно ли мыть иглу?

Как почистить старую иглу?

Слушаю пластинку и мне кажется, что звук «плывет», хотя стробоскоп показывает совершенно стабильную скорость вращения — в чем может быть дело?

Исчерпывающие ответы на все эти вопросы — в статье Как извлечь из виниловой пластинки максимум.

В начало

vert

Как Technics пытались помахать елдой перед Nakamichi

В последнее время участилась ситуация, когда некий гнус дает где-то ссылку сюда и приписывает, что, мол, «частично согласен» или «со многим согласен». Бля, ну неужели кто-то становится умнее? Нихуя подобного. Ща объясню. Я с гораздо большей симпатией отношусь к тараканам, которые убегают отсюда захлебываясь блевотиной и проклятиями в мой адрес. Человек, который не понял тут вообще нихуя — обычный калека. Ему нужно давать инвалидность даже не по потере мозга, а по отсутствию такового с рождения. Тем более, что сейчас это обычное явление. А вот тех, кто, типа, «Ну-у-у, с чем-то согласен, но конечно не со всем!» нужно просто зарубать нахуй саперной лопаткой.

Блядь, нельзя быть беременным наполовину. Ты уж лучше будь калекой — какой с калеки спрос?! А когда ты, сраный даун, заикаешься о каком-то там частичном согласии, то ты просто ебешь скотобазе мозги. Либо ты согласен тут со всем, либо ни с чем. Все понял? Пшелнах.