Справочник по производителям аудиотехники в Японии Акустические системы Виниломания Проигрыватели виниловых пластинок Запись на магнитную ленту Усилители Проигрыватели компакт-дисков Измерения, расчеты, теория Средства коррекции звукового поля

  Как увлекаться аудио правильно Мои коллекции   Сделай сам Моя коллекция аудиотехники Перлы идиотов Ссылки Кабинет доврачебной помощи О сайте

Могут ли усилители звучать по-разному?


К Части 2Часть 1

Вообще, за одну только фразу «усилитель звучит» уже нужно проламывать черепушку. Поэтому правильнее будет сказать так: при определенных обстоятельствах может возникать ощущение, что усилители как будто бы звучат по-разному.

Абсолютно все усилители звуковой частоты делаются исключительно с одной и той же целью, равно как и имеют исключительно одно предназначение. А потому и создаются все они по более-менее одной и той же технологии и, уж во всяком случае, с применением одной и той же расчетно-теоретической научной базы. В идеале все усилители в одних и тех же условиях должны звучать совершенно неотличимо — ни один вменяемый производитель даже в мыслях не имеет намеренного «искривления» звучания своего усилителя каким-то специальным, понравившимся ему образом.

[ Если такое искривление дейстивительно есть (как, например, в усилителе «приморского гения» Алешина, до седого лобка судившегося с Sony за 0 Гц), всегда и везде считается браком и некомпетентностью создателя. А русские умельцы — бракоделы и пидорасы практически поголовно. Кроме того, сказки про разные концепции звучания усилителей — вся эта энцефалитная блевотина, которой наводнены все аудио-форумы, — это все плоды больного воображения тусующихся там уебков.]

Но поскольку мы живем в реальном, а не идеальном мире, то некоторые отклонения от идеальности все-таки имеют место быть. Отклонения эти, как правило, невелики, зачастую исчезающе малы, но иногда могут становиться заметны. Ключевое слово — «иногда». О причинах этого мы и поговорим ниже. Никаких откровений не будет — просто вспомним хорошо известные, но давно забытые вещи.

Основная причина появления возможных нюансов (а это именно нюансы, ибо ничего радикального при отсутствии брака или неисправностей не возникает никогда) в звучании одного и того же усилителя с различными акустическими системами находится, как ни странно, не в усилителе. Она находится в АС и называется «импеданс» (см. ниже).

Усилители мощности (в дальнейшем УМ) рассчитываются исходя из идеальности нагрузки, т.е. на основе принятия в качестве нагрузочного элемента резистора с сопротивлением, постоянным во всем звуковом диапазоне частот (обычно 8 или 4 Ом), которым как бы заменяют реальную колонку. Если нагрузить УМ на такой резистор и измерить напряжение на его выводах, то получится АЧХ УМ, которая в идеале должна иметь вид практически прямой горизонтальной линии с неоднородностью порядка долей децибела (например ±0.2дБ) во всей слышимой полосе частот, т.е. от 20 до 20.000Гц, а то и в гораздо более широкой.

Но есть одна неприятность — реальные колонки не являются постоянными резисторами. Сопротивление АС на разных частотах весьма различно и носит, как уже говорилось, название импеданса. О том, что такое импеданс, можно прочитать в конце статьи. Тот же самый УМ, но нагруженный на реальную колонку, уже не даст такой прямой линии АЧХ на ее зажимах — неравномерность напряжения на зажимах будет существенно выше. Фактически она будет в той или иной степени повторять импеданс АС. А определяться эта степень будет величиной выходного импеданса УМ — чем он меньше, тем меньше неоднородность. И, соответственно, чем выходной импеданс УМ выше, тем сильнее будут колебания напряжения на клеммах АС.

Фактически, данную ситуацию можно рассматривать как принудительную, неотключаемую тембральную коррекцию.

Проиллюстрирую вышесказанное реальными примерами. Для справки: УМ, на котором я проводил измерения, оснащен вариабельным демпинг-фактором, т.е. иными словами, переменным (переключаемым) выходным импедансом. В паспорте к УМ написано, что это сделано для того, чтобы обеспечить «гибкость работы с различными АС» — как хочешь, так и понимай. Я это понимаю как еще одну возможность искажать звучание (возможно даже приятным образом).

Измерения напряжения на клеммах акустических систем с различным импедансом при различных значениях выходного импеданса усилителя

Среднее значение импеданса усилителя в слышимой полосе частот обозначено через «I». На левом графике — зависимость напряжения от частоты, на правом — амплитуда и фаза импеданса АС в слышимой полосе частот.

I, Ом Кривая на графиках
6.15 зеленая
2.33 желтая
0.61 красная
0.25 голубая

АС №1

АС №2

АС №3

АС №4

Нетрудно видеть, что с увеличением как размашистости импеданса АС, так и с повышением выходного импеданса УМ ситуация изменяется весьма драматическим образом. Еще раз обращаю внимание на то, что мы имеем дело с принудительной, неотключаемой тембральной коррекцией, возникающей помимо желания пользователя. Именно эта причина — различное принудительное искажение тембрального баланса — является той единственной причиной, по которой иногда (очень редко) может возникать ощущение, что усилители с одними и теми же АС как будто бы звучат по-разному.

Резюме

Принудительная тональная коррекция на клеммах АС имеет место абсолютно всегда. При чисто омической нагрузке (пусть это будет силовой резистор 8Ом) неравномерность АЧХ типового транзисторного усилителя мощности составляет примерно ±0.2дБ в слышимой полосе частот. При нагрузке на реальную акустику она будет всегда заметно больше. Например, уже не ±0.2дБ, а ±0.5дБ или даже ±1дБ. Безусловно, не всякая неравномерность заметна на слух, но если эта неравномерность превышает ±1дБ, то шансы на ее заметность (в виде ощущений «приятности» или, наоборот, «неприятности») повышаются.

При сравнении между собой разных усилителей (на одной и той же акустике) чрезвычайно важно обеспечить строго одну и ту же громкость прослушивания. Задача эта сложнее, чем кажется, поскольку на слух это не делается. Поэтому лучше этой хуйней, т.е. ловлей ебаных блох не заниматься вообще.


Часть 2

Без углубления в основы электротехники можно сказать, что импедансом называется полное электрическое сопротивление АС (включая и кроссоверы, и динамики), в состав которого в виде довольно сложной зависимости входит не только привычное всем активное сопротивление R (которое можно измерить обычным омметром), но также и реактивные компоненты в лице емкости C (емкостное сопротивление, зависящее от частоты) и индуктивности L (индуктивное сопротивление, также зависящее от частоты). Известно, что импеданс является комплексной величиной (в смысле комплексных чисел) и, вообще говоря, представляет собой трехмерный график (в случае АС он часто похож на «поросячий хвост») в координатах «амплитуда-фаза-частота». Именно по причине его комплексности, когда говорят об импедансе как о численной величине, говорят о его модуле. Наибольший интерес с точки зрения исследований представляют проекции «поросячьего хвоста» на две плоскости: «амплитуда-от-частоты» и «фаза-от-частоты». Обе этих проекции, представленные на одном графике, носят название графика Боде. Третья проекция «амплитуда-от-фазы» носит название графика Найквиста.

С появлением и распространением полупроводников усилители звуковой частоты стали вести себя как источники более-менее постоянного напряжения, т.е. они, в идеале, должны поддерживать на выходе одно и то же напряжение вне зависимости от того, какая нагрузка на него повешена, и какова потребность в токе. Поэтому если предположить, что усилитель, приводящий динамики АС в движение, представляет собой источник напряжения, то импеданс АС четко покажет, каков будет потребляемый ток. Как уже говорилось, импеданс не только реактивен (т.е. характеризуется ненулевым углом сдвига фаз), но еще и изменяется с частотой. Отрицательный угол сдвига фаз, т.е. когда ток опережает напряжение, обусловлен емкостными свойствами нагрузки. Положительный угол сдвига фаз, т.е когда ток отстает от напряжения, обусловлен индуктивными свойствами нагрузки.

Каков же импеданс типичных АС? Стандарт DIN требовал, чтобы величина импеданса АС не отклонялась от указываемого номинала более чем на 20%. Однако на практике все обстоит хуже — отклонение импеданса от номинала составляет в среднем ±43%. До тех пор, пока усилитель характеризуется низким выходным сопротивлением, даже такие отклонения не привнесут каких либо слышимых эффектов. Однако как только в игру вводится ламповый усилитель с выходным сопротивлением порядка нескольких Ом (ахуеть-не-встать!), результат может быть довольно странным — окраска звучания неизбежна.

О том, какое значение имеет измерение импеданса АС, можно прочитать в п.2 здесь. В контексте же данной статьи нам важнее знать, насколько та или иная АС тяжела для УМ как нагрузка. Поскольку импеданс АС реактивен, ток будет либо отставать от напряжения сигнала, либо опережать его на фазовый угол. В худшем случае, когда фазовый угол составляет 90 градусов, от усилителя требуется выдать максимальный ток в то время как напряжение сигнала стремится к нулю. Поэтому знание паспортных 8 или 4Ом в качестве номинального сопротивления не дает ровным счетом ничего. В зависимости от фазового угла импеданса, который будет на каждой частоте разным, те или иные АС могут оказаться тому или иному усилителю «не по зубам» — например, как будто ни с того, ни с сего будет срабатывать защита от короткого замыкания. В заключение важно отметить, что

Большинство усилителей кажутся справляющимися с АС совершенно нормально лишь потому, что на типичных уровнях громкости, допустимых в типичных домашних условиях, типичные АС требуют от типичного усилителя «пропитания» всего в несколько Ватт, т.е. речь идет о токах до 1А.

Как Technics пытались помахать елдой перед Nakamichi

В последнее время участилась ситуация, когда некий гнус дает где-то ссылку сюда и приписывает, что, мол, «частично согласен» или «со многим согласен». Бля, ну неужели кто-то становится умнее? Нихуя подобного. Ща объясню. Я с гораздо большей симпатией отношусь к тараканам, которые убегают отсюда захлебываясь блевотиной и проклятиями в мой адрес. Человек, который не понял тут вообще нихуя — обычный калека. Ему нужно давать инвалидность даже не по потере мозга, а по отсутствию такового с рождения. Тем более, что сейчас это обычное явление. А вот тех, кто, типа, «Ну-у-у, с чем-то согласен, но конечно не со всем!» нужно просто зарубать нахуй саперной лопаткой.

Блядь, нельзя быть беременным наполовину. Ты уж лучше будь калекой — какой с калеки спрос?! А когда ты, сраный даун, заикаешься о каком-то там частичном согласии, то ты просто ебешь скотобазе мозги. Либо ты согласен тут со всем, либо ни с чем. Все понял? Пшелнах.